Наличие тахографа будут проверять при техосмотре

4 октября 2019 г.11:20

Наличие тахографа будут проверять при техосмотре

Наличие тахографа, его исправность и пр. будут проверять при проведении технического осмотра транспортного средства. Такое положение закреплено в опубликованном в четверг, 3-го октября, Постановлении Правительства РФ. Документ вступит в силу с 1-го ноября 2019-го года.

Так, в требования, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра, вносится новый пункт «Транспортное средство должно быть оснащено тахографом или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».

Иными словами, с 1-го ноября этого года на пунктах техосмотра будут проверять, оборудовано ли транспортное средство тахографом в соответствии с требованиями законодательства РФ или, если оно осуществляет международные перевозки, в соответствии с требованиями ЕСТР.

Напомним: как раз с 1-го ноября 2019-го года обязанность иметь на борту своего автомобиля тахограф и использовать его для регистрации своей работы (то бишь: соблюдать режим труда и отдыха) должна распространиться и на «физических» владельцев грузовиков от 3,5 тонн.

Соответствующий закон уже подписан Президентом. Министерство транспорта, в свою очередь, подготовило проект изменений в Приказы №273 и №36 (требуют устанавливать тахографы СКЗИ и регламентируют, какие транспортные средства подпадают под эти требования), а также представило новую редакцию Правил дорожного движения, включив в них режим труда и отдыха.

На данный момент, отметим, тахографами должны быть оснащены только грузовые автомобили от 3,5 тонн, которые используются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ИП).

При этом, что примечательно, в Постановлении Правительства, которое закрепляет, что с 1-го ноября на пунктах ТО будут проверять тахографы, нет четкого указания на тахографы именно с блоком СКЗИ. Основной акцент при осмотре, как следует из текста документа, будет сделан на «наличии работоспособного контрольного устройства».

Однако там все же есть отсылка на требования законодательства РФ, а законодательство РФ требует использовать тахограф СКЗИ. Исключение — карточка допуска к международным перевозкам, которая предполагает наличие тахографа ЕСТР.

Так, тахограф, установленный в автомобилях, осуществляющих внутрироссийские перевозки, должен иметь настройку, проведенную не позже 3 лет до дня прохождения техосмотра, а также выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства, номере программно-аппаратного шифровального средства, текущей дате и времени.

В грузовиках, работающих по ЕСТР, тахограф должен иметь знак официального утверждения типа и калибровку, проведенную не позже 2 лет до дня техосмотра. Кроме того, на самом устройстве или на транспортном средстве должна быть табличка с информацией о характеристическом коэффициенте автомобиля, об эффективной окружности шин колес и указанием даты, когда были проведены все эти измерения.

Что в первом, что во втором случае, кроме того, операторы ТО непременно отметят целостность пломб и тот факт, содержатся ли в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений сведения о том, что такое устройство прошло поверку и, как следствие, пригодно для использования.

О необходимости включить тахограф в регламент техосмотра Министерство транспорта, напомним, заявляло еще в марте этого года. Свое решение ведомство объясняло тем, что сейчас наличие устройства проверяется сотрудниками ГИБДД только при непосредственной остановке транспортного средства, а потому многим годами удается уходить от ответственности.

И хотя на данный момент многим удается «увиливать» и от техосмотра (по оценкам экспертов, диагностические карты покупают чуть ли не 80% автовладельцев), со следующего года ситуация рискует измениться в сторону ужесточения. Если сейчас штраф за непрохождение техосмотра взыскивается только с водителей такси, автобусов и грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов, то с 27-го июля 2020-го года административная ответственность распространится на всех, а размер санкций увеличится с 500-800 до 2 000 рублей.

Добавим также, что 1-е ноября этого года, в принципе, должно стать знаковым для тахографического контроля днем. С этого дня в силу также вступят изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режима труда и отдыха для юридических лиц и ИП.

Сейчас за отсутствующий, неработающий, неисправный и пр. тахограф наказывается только водитель (от 1 тыс. до 3 тыс. рублей) и должностное лицо (механик) (от 5 тыс. до 10 тыс. рублей). С 1-го ноября к ответственности будет привлекаться также юридическое лицо (от 20 тыс. до 50 тыс. рублей) и индивидуальный предприниматель (от 15 тыс. до 25 тыс. рублей). Штрафы для должностных лиц при этом составят 7-10 тыс. рублей, а для водителей — 3-5 тыс. рублей.

То же самое и с нарушением временных норм управления автомобилем: с 1-го ноября санкции за это будут распространяться не только на водителей, как по действующему законодательству, но и на всех остальных участников процесса — должностное лицо, организацию или индивидуального предпринимателя. Для них, кстати, сумма взысканий будет точно такая же, как и в случае с тахографом: 7-10 тыс. рублей, 20-50 тыс. рублей и 15-25 тыс. рублей соответственно.

Однако для водителей штрафной коридор несколько сузят: с 1-3 тыс. до 1,5-2 тыс. рублей.