Штрафы за перегруз сделают одинаковыми для всех собственников транспортных средств
30 июля 2019 г.15:43
Пресс-служба губернатора Пермского края
Правительство выступает за то, чтобы установить единый размер штрафа за превышение весовых и габаритных параметров транспортного средства вне зависимости от того, на кого зарегистрирован автомобиль (на физическое лицо, юридическое лицо или индивидуального предпринимателя) и на каком посту — стационарном, мобильном или автоматическом — выявлено нарушение. Законопроект с соответствующими изменениями в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) во вторник, 30-го июля, внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Сейчас при выявлении превышения весогабаритных параметров транспортного средства на стационарном или мобильном посту контроля собственник автомобиля, если он физическое лицо, получает штраф в размере, предусмотренном для водителя. Это — в десятки раз меньше той суммы санкций, которую при ровно таком же нарушении взыскали бы с юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Для сравнения: при перегрузе более чем на 50% сверх нормы физическое лицо получит максимальный штраф в размере 10 тыс. рублей, индивидуальный предприниматель — в 50 раз больше, 500 тыс. рублей.
На данный момент единый штраф для собственников транспортных средств взимается только при прохождении автоматического контроля.
Теперь же эту практику хотят распространить на всю ст. 12.21.1 КоАП.
То есть: если разработанный Правительством законопроект примут, то наказание за перегруз на 2-10% в любом случае будет равняться 100 тыс. рублей, на 10-20% — 250 тыс. рублей, на 20-50% — 350 тыс. рублей, на более чем 50% — 400 тыс. рублей. А возлагаться штрафы будут исключительно на собственников автомобилей без разделения на физических и юридических лиц, на коммерческую перевозку и перевозку для собственных нужд.
В чем смысл изменений
О том, что Правительство готовит подобные изменения в КоАП, стало известно совсем недавно — после того как на сайте Кабинета министров появилось сообщение об одобрении соответствующего законопроекта. Однако сам факт изменений был вполне ожидаем.
В январе этого года Конституционный Суд РФ признал ст. 12.21.1 КоАП противоречащей Конституции и постановил внести в нее поправки. Правда, Постановление Суда предусматривало, казалось бы, более гуманные изменения.
По крайней мере, в качестве одного из положений, не соответствующих Конституции, было отмечено то, что физическое лицо (собственник транспортного средства), попавшись на автоматическом пункте контроля, никак не может доказать, что перевозил груз для собственных нужд. Хотя при аналогичных обстоятельствах при мобильном или обычном стационарном контроле это было бы учтено и гражданин получил бы штраф, предусмотренный для водителя, а не для юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Однако в Правительстве разрешили противоречие тем, что попросту устранили зависимость размера штрафа от вида перевозки и собственности транспортного средства.
И хотя в пояснительной записке отмечается, что в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ указали, что «предлагаемое решение не в полной мере соответствует смыслу Постановления Конституционного Суда», в Кабинете министров настаивают именно на таком решении.
Так, в пояснениях к законопроекту приводятся вот такие данные: за 2017-2018 годы Росавтодор выдал 644 тыс. специальных разрешений на движение тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства, из них только одно — физическому лицу.
Правда, не совсем понятно, что этим хотят сказать в Правительстве: то, что законопроект не повредит физическим собственникам грузовых автомобилей, поскольку им редко приходится с превышением перевозить грузы для собственных нужд, или что они, в принципе, не соблюдают установленные правила, перегружая свои автомобили без соответствующего разрешения?..
Второе противоречие, на которое обратил внимание Конституционный Суд, — то, что при выявлении нарушения при автоматическом контроле штраф взимается по максимальной границе, предусмотренной для юридических лиц в случае стационарного или мобильного контроля, хотя по закону при фиксации нарушения автоматическими средствами наказание должно быть минимальным по «вилке» установленного «штрафного» коридора.
То есть: не 500 тыс. рублей при перегрузе свыше 50%, а 400 тыс. рублей.
Это противоречие, стоит признать, действительно фактически устраняется (как, собственно, и сама «вилка»).
Когда ждать изменений?
Сейчас законопроект только внесен на рассмотрение Государственной Думы. Чтобы он стал законом, он должен быть одобрен нижней палатой парламента в трех чтениях, после чего утвержден Советом Федерации и Президентом.
Вместе с тем пока его чтение, в принципе, не может состояться: с этой недели депутаты Государственной Думы ушли на каникулы. Заседания, предположительно, возобновятся с начала осени.
То есть можно предположить, что как минимум до октября все останется как прежде — с зависимостью размера штрафа от того, кто совершил нарушение и на каком посту оно зафиксировано.
В то же время уже сейчас (начиная еще с января этого года) по Постановлению Конституционного Суда штрафы при автоматическом весогабаритном контроле должны взиматься не в том, какой прописан в КоАП, а в уменьшенном размере — по минимальной границе, установленной для юридических лиц.