Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Сборы по «Платону» станут налогом

2 апреля 2019 г.16:01

Сборы по «Платону» станут налогом

Юрий Ромашин

Вероятность того, что сборы в рамках системы «Платон» войдут в перечень налогов, становится все выше. Министерство финансов 1-го апреля вынесло на публичное обсуждение проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Ведомство рассчитывает, что они вступят в силу с 1-го января 2020-го года.

Так, в соответствии с поправками в Налоговый кодекс РФ среди прочего будет включена глава 25.7 «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования». Сейчас, отметим, порядок взимания платы за проезд грузовых автомобилей массой от 12 тонн по федеральным трассам регулируется отдельными постановлениями Правительства.

В принципе, сам порядок оплаты с включением сборов в перечень налогов не изменится: средства будут либо автоматически списываться при использовании бортового устройства, либо перечисляться на счет оператора системы при оформлении маршрутной карты. Заполнение какой-либо налоговой декларации не потребуется.

«Общение» с Федеральной налоговой службой (по крайней мере, на то время, пока действует концессионное соглашение между «РТ-Инвест Транспортные Системы» и Росавтодором) будет происходить через оператора системы: в случае отсутствия оплаты оператор должен будет составить акт о задолженности и в течение 5 дней направить его в налоговый орган. Предоставление такого акта, как указано в проекте Налогового кодекса, станет «основанием для составления налоговым органом документа о выявлении недоимки».

Оспорить факт выявления задолженности можно будет либо через Росавтодор, либо в суде.

При этом, что примечательно, в качестве тарифа за проезд по 1 км федеральной трассы указана ставка в 3,73 рубля. Ее, напомним, считают полной (и когда-то планировали прийти к ней поэтапным повышением), а действующую сейчас в размере 1,90 рубля — льготной (0,51 ставки). Про последнюю, кстати, в проекте Налогового кодекса ни слова.

В свою очередь, штраф за неоплату проезда, по всей вероятности, перестанет быть фиксированным (5 тыс. рублей — за первичное нарушение, 10 тыс. рублей — за повторное) и будет зависеть непосредственно от суммы задолженности. В предоставленном Министерством финансов проекте на период с 1-го января 2020-го года по 31-е декабря 2029-го года на штраф ориентировочно отведено 10% от такой суммы.

Заметим: о том, что Министерство финансов собирается внести в Налоговый кодекс сборы в рамках системы «Платон», сообщалось и ранее. Вместе с ними в перечень налогов хотят также включить экологический налог, утилизационный сбор, налог на операторов сети связи и гостиничный сбор. В Налоговый кодекс также введут пошлины за предоставление информации из государственных реестров.

Представители интересов российского бизнеса — Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и «Опора России» — уже даже успели обратиться к Президенту Владимиру Путину с просьбой повлиять на Министерство финансов и не допустить увеличения таким образом количества налогов.

При этом одно из главных опасений бизнес-ассоциаций связано не столько с возможным ростом фискальной нагрузки, сколько с тем, что включение в Налоговый кодекс означает возможность привлечения неплательщиков к уголовной ответственности.

Сейчас проект Министерства финансов, несмотря на обращение к Президенту, проходит публичное обсуждение. Оно продлится до 26-го апреля этого года и означает, что до этого времени все желающие могут высказать свои замечания к документу.