Установка тахографа откладывается? Министерство экономического развития не поддержало внесение режима труда и отдыха в ПДД
12 августа 2019 г.17:23
Управление МВД России по Омской области
Министерство экономического развития раскритиковало проект Министерства транспорта, в соответствии с которым соблюдение режима труда и отдыха должно было стать обязательным для всех водителей автобусов и грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, даже если они не осуществляют коммерческие перевозки. Ведомствам, однако, придется найти какой-нибудь компромисс, поскольку к 1-му ноября 2019-го года это положение, пусть и в несколько измененном виде, все равно должно быть принято.
Ведь если к 1-му ноября режим труда и отдыха не распространят на всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн, то, по сути, станет бессмысленным уже принятое требование о том, чтобы с 1-го ноября тахографами оснащались грузовики от 3,5 тонн, принадлежащие не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам.
Потому что останься все так, как есть, с 1-го ноября граждане, имеющие в своей собственности грузовик и решившие все-таки по «букве закона» установить в нем тахограф СКЗИ, сделают это разве что для красоты (ну, или для того, чтобы их не штрафовали за отсутствие устройства). Свою основную функцию — отслеживать, как долго водитель работал и достаточно ли отдыхал, — тахограф в условиях, когда водитель не связан трудовым законодательством (то есть не работает ни на юридическое лицо, ни на ИП), все равно не сможет.
Такой водитель на данный момент волен сам выбирать приемлемый для него и для безопасности дорожного движения режим управления транспортным средством. И что, спрашивается, в таком случае будет контролировать тахограф?..
В то время как смысл его установки с 1-го ноября 2019-го года во всех грузовиках массой от 3,5 тонн, вне зависимости от формы собственности, как раз таки и заключается в том, чтобы обязать всех водителей, и перевозящих грузы для собственных нужд в том числе, соблюдать режим труда и отдыха. (Другой функции у тахографа пока нет...)
Предложение Министерства транспорта
Чтобы такой вот «лазейки» не оставалось, Министерство транспорта в свое время разработало изменения в Правила дорожного движения (ПДД). В конце февраля этого года они были вынесены на публичное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с ними все без исключения водители автобусов и грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн с 1-го ноября должны были бы управлять транспортным средством и «отдыхать от руля» строго по графику. Что касается непосредственно вождения, то это:
- максимум 9 часов — в сутки (2 раза в неделю можно продлевать до 10 часов);
- максимум 56 часов — в течение календарной недели;
- максимум 90 часов — в течение двух календарных недель.
При этом непрерывно находиться за рулем можно было бы не дольше 4,5 часов, после чего в обязательном порядке нужно было бы сделать перерыв: либо сразу все 45 минут, либо разделить их на 15- и 30-минутные паузы.
Однако Министерство экономического развития это предложение раскритиковало
Вернее сказать — вынесло проекту изменений в ПДД отрицательную оценку регулирующего воздействия.
Так, в ведомстве, во-первых, отметили, что Правила дорожного движения, в принципе, не могут регулировать «ограничение времени управления транспортным средством и соблюдение режима отдыха».
Во-вторых, в Министерстве экономического развития указали на то, что нынешнее развитие придорожного сервиса не всегда позволяет сделать остановку по правилам, тем более в строго отведенное по графику время (то есть через 4,5 часа). В такой ситуации водитель рискует получить штраф и в том случае, если не сделает перерыв вовремя, и в том случае, если ради неукоснительного соблюдения режима труда и отдыха остановится в неположенном для этого месте.
Не в защиту Министерства транспорта, а справедливости ради стоит заметить, что необязательно водителю ехать ровно 4,5 часа. Для него главное — не превысить это время. А потому остановиться можно и чуть раньше, при обнаружении пригодной стоянки. Или, как это и делают профессиональные водители, изначально разложить маршрут по часам и местам остановки.
В-третьих, в Министерстве экономического развития заметили, что в ПДД пытаются установить более строгий рабочий режим, нежели тот, который сейчас предусмотрен для профессиональных водителей Приказом Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г.
«Так, первый отдых водителя-непрофессионала должен составить не менее 45 минут, — подчеркивается в отчете Министерства экономического развития, — в то время как профессионалам установлено ограничение — не менее 15 минут».
Профессионалам действительно разрешено отдыхать не 45, а 15 минут, однако и управлять транспортным средством без перерыва они могут не дольше 4 часов.
Вместе с тем в Министерстве экономического развития почему-то не заметили, что в проекте Правил дорожного движения тоже разрешается делить перерыв на части — на 15 и 30 минут.
В ведомстве, кроме того, считают, что Министерство транспорта не предоставило ни медицинских, ни каких-то других обоснований тому, почему временные интервалы труда и отдыха должны быть именно такими по длительности.
Стоит отметить, что положение, предписывающее ехать не дольше 4,5 часов и отдыхать не меньше 45 минут (или 15 и 30 минут), взято из ЕСТР — европейских требований к перевозчикам. Нормы рабочего времени в максимум 56 часов в неделю и 90 часов в течение двух недель — из действующего Приказа Министерства транспорта, касающегося работы профессиональных водителей.
Интересно другое: почему в одних правилах объединили иногда противоречащие друг другу международные и отечественные нормы?..
В целом же, в Министерстве экономического развития считают преждевременным как установку тахографов СКЗИ в транспортных средствах физических лиц, так и распространение на этих лиц режима труда и отдыха: для начала, подчеркивается в отчете, необходимо обеспечить соблюдение этих требований юридическими лицами и ИП.
Отложили, но не надолго?..
Пока проект Правил дорожного движения вернулся на доработку в Министерство транспорта. Однако исправить его должны в сжатые сроки, чтобы к 1-му ноября уже все было принято и начало работать.
Иначе придется, видимо, переносить срок распространения требований об установке тахографа на транспорт физических лиц с 1-го ноября на более позднюю дату...