Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Новость недели: реформу ОСАГО все-таки запустят. С нового года

10 декабря 2018 г.16:29

Реформу ОСАГО все-таки запустят с нового года

Википедия

Прошедшая неделя яркими событиями не отличалась. Единственное: стало известно, что Центробанк, наконец-то, утвердил изменение тарифов ОСАГО, а в Москве якобы заметили первый беспилотный автомобиль.

Реформы ОСАГО все-таки не избежать

До этого в течение полугода сроки ее запуска так часто переносили, что уже казалось, что, в конце концов, про нее просто «забудут». Ну, или скажут что-то неопределенное про планы на будущее…

Но нет. 30-го ноября Центробанк объявил, что изменение тарифов уже утверждено и направлено на регистрацию в Министерство юстиции.

Ожидается, что нововведения вступят в силу с 1-го января 2019-го года.

Напомним, что к ним относится:

  • расширение тарифного коридора на 20% от его верхней и нижней границы;
  • установление для каждого водителя (в случае с транспортными компаниями — для всего автопарка) единого годового значения «аварийного» коэффициента бонус-малус;
  • более детальная градация коэффициента стажа и возраста водителей: увеличение с 2 до 8 как возрастных групп, так и ступеней по стажу.

По оценкам Центробанка, изменение тарифов прибавит, в среднем, лишь 1,5% (или 100 рублей) к стоимости полиса.

В Российском союзе автостраховщиков, правда, «рассчитывают» на чуть большее подорожание — на 5% (или на 300 рублей). И уверяют, что коснется оно только 17% водителей, которые регулярно становятся виновниками ДТП. Для остальных 83% стоимость полиса, наоборот, уменьшится.

Вместе с тем эксперты видят результаты первого этапа реформы несколько иначе.

По их прогнозам, ОСАГО подорожает для всех водителей из убыточных регионов (тех регионов, где сумма страховых выплат превышает сумму страховых взносов), так как страховые компании воспользуются расширением тарифного коридора и для компенсации своих убытков будут выбирать максимально возможную тарифную ставку.

А вот для водителей, проживающих в доходных для страховщиков регионах, стоимость полиса, по мнению экспертов, действительно уменьшится. Если сейчас страховые компании за их счет пытаются компенсировать свои потери в убыточных субъектах, то с расширением тарифного коридора им уже не понадобится завышать базовый тариф.

К неубыточным регионам, по последним данным, относятся: Псковская, Рязанская, Орловская, Брянская, Новгородская, Калининградская, Сахалинская, Костромская, Курская, Кировская, Томская, Саратовская и Калужская области, Забайкальский край, Ненецкий автономный округ, Удмуртия, Чувашская республика, Карелия, Мордовия и Якутия.

Среди убыточных по результатам прошлого года — Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Волгоградская, Липецкая и Амурская области, Адыгея и Ингушетия.

В то же время, напомним, продолжается подготовка второго этапа реформы. Предварительным сроком его запуска называют сентябрь 2019-го года. Тогда ОСАГО лишат одного из основных тарифообразующих коэффициентов — коэффициент мощности автомобиля. Затем ровно через год планируют избавиться от коэффициента территории преимущественного использования автомобиля.

Эти коэффициенты, в какой-то мере «намекая» на уровень доходов водителя, считаются социальными. Вместо них страховщикам хотят дать возможность еще на 30% увеличивать верхнюю границу тарифного коридора и настолько же уменьшать нижнюю.

Впрочем, некоторые положения второго этапа реформы уже успели раскритиковать.

Изначально ее автор (Министерство финансов) хотел разнообразить предложения по ОСАГО и ввести разные лимиты выплат — 500 тыс., 1 млн. или 2 млн. рублей (сейчас — 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей за вред имуществу) и до трех лет увеличить срок действия полиса.

По планам Минфина, страхователь и страховщик должны были бы согласовывать между собой лимит и срок действия договора.

Однако на прошедшей неделе мы вместе с Минфином и Центробанком узнали, что ОСАГО, оказывается, обязательный вид страхования, а потому никаких согласований не предусматривает

Не исключено, что к сентябрю следующего года из реформы «выкинут» еще какие-нибудь положения. Ну, или добавят новые…

8-го декабря начали действовать обновленные Правила дорожного движения

Помимо того, что они убрали из обязательных знак «Шипы», за отсутствие которого еще недавно грозил штраф в 500 рублей, они также ввели несколько странное для XXI века положение — обязанность для водителей возить с собой распечатанный электронный полис ОСАГО.

Хотя еще в июне то же самое Правительство во время заседания, посвященного очередным обновлениям ОСАГО, отмечало важность уравнивания в статусах бумажного и электронного полисов и присвоения каждому из них его уникального номера. И заявляло, что этот шаг облегчит жизнь автомобилистам: они смогут предъявлять сотруднику полиции полис на мобильном устройстве или вообще просто называть его номер.

Хотелось бы, конечно, чтобы в Правительстве уж как-то определились со своей позицией…

Ну, а пока законопроект об «обновлении ОСАГО» только прошел первое чтение, измененные же Правила дорожного движения уже вступили в силу…

Тем временем в Москве заметили первый беспилотник. Ан нет, показалось…

5-го декабря по улицам Москвы (по крайней мере, об этом «кричали» все соцсети) разъезжал легковой автомобиль с буквочкой «А» на «борту». И так как знак «А», по сути, должен свидетельствовать о том, что его обладатель — беспилотный автомобиль, жители и гости столицы, естественно, решили, что новая эра транспорта в их городе уже началась.

Позже, конечно, выяснилось, что никакой это не беспилотный автомобиль, а обычная «легковушка» с обычным водителем за рулем и что посторонний знак наклеили просто «прикола» ради.

Этот знак, кстати, на данный момент имеется в ограниченном количестве и предназначен исключительно для тех, кто официально подал заявку на участие в «беспилотном» эксперименте. Заявки только начали поступать, их рассмотрение займет месяца 3-4, не меньше, и лишь через 3-4 месяца беспилотники действительно выедут на дороги Москвы и Татарстана.

Сам же эксперимент по тестированию «самоуправляемых» транспортных средств официально вступил в силу с 1-го декабря. Он продлится до 1-го марта 2022-го года.

Вместе с тем, несмотря на то, что «умные» автомобили на дороги еще не выехали, в НТИ «Автонет» уже подготовили соответствующую инструкцию для пешеходов и автомобилистов.

Пешеходов, в частности, убедительно просят переходить дорогу только по пешеходным переходам и только на зеленый сигнал светофора. А автомобилистов — строго соблюдать правила движения, не высовываться из окна, не махать руками и не сигналить без причины.

Ну, и для всех без исключения, так и хочется добавить, — вообще не трогать приборы автомобиля, дабы не лишить его способности «видеть» и «думать»…

Министерство транспорта разработало законопроект о мультимодальных перевозках

Документ пока только размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов и на данный момент проходит публичное обсуждение (оно продлится до 14-го декабря).

То есть: далеко не факт, что он действительно в ближайшее время появится и что именно в нынешнем виде.

А в нынешнем виде он предусматривает организацию перевозки грузов разными видами транспорта по единой транспортной накладной.

Документ, который действительно смог бы упростить жизнь как грузовладельцам, так и экспедиторам с перевозчиками, настолько, правда, скуп и краток, что даже не возникает сомнений: он обязательно отправится на доработку. Помимо определения прямой смешанной перевозки, единого транспортного документа, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и пр., он содержит лишь положения о распределении ответственности между перевозчиками и обязательности указания в соглашении пунктов перегруза, порядка расчета, срок действия и т.п.

Впрочем, попытка ввести единую транспортную накладную для смешанной перевозки уже похвальна…

Россия получила от Китая на треть больше разрешений. Китай от России — тоже

Китайская сторона, в частности, уже передала российской 41 тыс. разрешений на двусторонние перевозки грузов. Еще 42 700 бланков она обязуется «вручить» до 27-го мая 2019-го года.

Правда, в эти 42 700 входят и «пассажирские» дозволы. Точное же число оставшихся разрешений на транзитные перевозки и перевозки грузов в/из третьих стран не уточняется. Сообщается только, что их передадут в декабре, после встречи министров транспорта двух стран.

Китай, в свою очередь, уже получил все 86 850 выделенных для него разрешений.

Такое увеличенное на треть количество дозволов (как для Китая, так и для России), естественно, связано с новым порядком перевозок, который начнется с 2019-го года и позволит перевозчикам довозить грузы аккурат до самого пункта назначения. В то время как на данный момент они не могут заехать дальше 30 км от границы соседнего государства.

Отметим также, что для упрощения перевозок два пункта пропуска на российско-китайской границе — МАПП «Забайкальск» и МАПП «Пограничный» — с 7-го октября уже работают с книжками МДП.

И напоследок: ФАС не увидела нарушений в том, что «Роснефть» самовольно прекратила торги на бирже

Со слов главы службы Игоря Артемьева следует, что имеющийся приказ, обязывающий нефтяные компании регулярно поставлять на биржу не менее 10% произведенного бензина и не менее 5% дизельного топлива, — всего лишь рекомендация и что за рекомендацию никто никого штрафовать не может.

Удивительно, правда, что ФАС не вспомнила о своем предписании, которое уже непосредственно «Роснефти» диктует осуществлять обязательные продажи нефтепродуктов на бирже, угрожая в противном случае аннулировать «слияние» компании с такими крупными и самостоятельными в бывшем нефтяными предприятиями, как ТНК-ВР и «Башнефть».

Впрочем, нет, совсем не удивительно… Как не удивительны и голословные угрозы Правительства в адрес нефтяных компаний о введении заградительных пошлин.

Кто же их наказывать-то будет, если бюджет впервые за четыре года принят с профицитом и, как признался недавно Дмитрий Медведев, нефтяная отрасль в значительной степени «кормит» российскую экономику?..

Напомним: 15-го ноября «Роснефть» самовольно прекратила торги топливом на бирже и только 27-го ноября вернулась к ним в полноценном режиме. ФАС, в свою очередь, пообещала разобраться с таким «демаршем». Вот, собственно, и разобралась…