В России может появиться закон о мультимодальных перевозках

7 декабря 2018 г.00:04

В России может появиться закон о мультимодальных перевозках

В России в скором будущем может быть принят федеральный закон о мультимодальных (комбинированных, смешанных) перевозках. Речь идет о перевозке грузов различными видами транспорта, включая автомобильный. Автором законопроекта выступает Министерство транспорта. Соответствующий проект закона опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов.

Как следует из содержания документа, новый закон призван установить правовую основу для регулирования отношений, возникающих между транспортными организациями при осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Законопроект, в частности, вводит понятие прямой смешанной (иначе говоря, мультимодальной) перевозки: дословно, это — «перевозка грузов … разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования». В свою очередь сам единый транспортный документ согласно определению — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора прямой смешанной перевозки груза.

Таким образом, законопроектом также предусматривается введение единой транспортной накладной. Предполагается, что форму документа и порядок его заполнения разработает и утвердит само Министерство транспорта.

Помимо этого, в законопроекте регламентируются понятия грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и транспортных организаций. В роли последних могут выступать, в частности, владельцы объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, железнодорожного и иных видов транспорта, перевозчики, экспедиторы, операторы грузовых терминалов.

В настоящее время опубликованный законопроект проходит стадию публичных обсуждений (продлится до 14-го декабря этого года) и процедуру антикоррупционной экспертизы.

По мнению заместителя директора по продажам Группы компаний AsstrA Евгения Серикова, принятие закона о мультимодальных перевозках поможет найти участникам рынка новые альтернативные решения, оптимизировать издержки, а также повысить конкурентоспособность и обеспечить индивидуальный подход для решения логистических задач.

«Это позволяет клиенту самому в каждом конкретном случае выбирать приоритетные для него критерии — оптимизировать сроки или стоимость доставки. Такие перевозки позволяют эффективно решать вопросы, связанные с дефицитом провозных возможностей, очередями на границах, проблемами с разрешениями и другими ограничениями в одном виде транспорта», — сказал Евгений Сериков.

В настоящее время осуществление грузовых автомобильных перевозок в России регулируется целым рядом законов и нормативно-правовых актов. Среди них — ФЗ от 30-го июня 2003-го года №87 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ от 15-го апреля 2011-го года №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автотранспортом», Приказ Министерства транспорта России от 15-го января 2014-го года №7, Главы 40 («Перевозка») и 41 («Транспортная экспедиция») Гражданского кодекса РФ, а также Глава 11 КоАП РФ («Административные правонарушения на транспорте») и др.

В то же время в марте этого года сообщалось о разработке проекта нового федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ», который предусматривает введение допуска на рынок автомобильных грузовых перевозок.