Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 2 квартал 2021 года

Когда главное — это вовремя отчитаться: как на прошлой неделе в Хабаровском крае решали проблему с дефицитом бензина

8 февраля 2021 г.09:56

Обзор событий в транспортной сфере за неделю с 1-го по 7-е февраля

Пресс-служба Правительства Хабаровского края

В Министерстве промышленности и торговли в это время убедились, что следует все-таки пойти навстречу бизнесу и повысить утилизационный сбор. А Министерство энергетики и ФАС объявили о подписании документа, увеличивающего продажу топлива на бирже, хотя о том, что он вот-вот будет подписан, они отчитывались еще полгода назад…

А виноватыми, естественно, останутся «поддавшиеся панике» люди

Для того, что случилось с топливом на Дальнем Востоке, и главным образом в Хабаровском крае, даже слово «абсурд» будет недостаточно точным описанием.

Потому что на Хабаровском НПЗ не накрылась вдруг установка — ее закрыли на плановую модернизацию. На плановую, е-мое!

То есть: вполне себе можно было принять все необходимые меры, чтобы этой модернизации никто и не заметил.

Нет, на заводе, конечно, уверяли, что сделали запасы топлива на 20 дней, но почему-то еще и 10 дней не прошло, а на заправках Хабаровска уже обнаружилось отсутствие бензина.

Уточним: не люди, заслышав о модернизации, стали паниковать и распускать слухи, что скоро вот-вот не станет бензина, — его действительно не стало.

27-го января даже в региональном Правительстве подтвердили, что на 6 АЗС «ННК», связанных с Хабаровским НПЗ, бензина нет. И тогда же, кстати, пообещали, что ситуация нормализуется в течение двух-трех дней.

И вот тут начинается еще более интересное…

То топливо уже закуплено в других регионах и составы с ним уверенно движутся в сторону Хабаровска. То через несколько дней оказывается, что они по каким-то невыясненным причинам так и не выехали к месту назначения (а были ли составы, спрашивается?..).

То 30-го января местные власти гордо рапортуют, что завод, проявив несказанную социальную эмпатию, досрочно завершил модернизацию (а ее завершение было запланировано на 1-е февраля) и начал выпуск бензина.

То почему-то только 2-го февраля разводят руками: мол, не знаем, как так вышло, но тут вдруг внезапно обнаружилось, что завод на самом деле производство бензина так и не начал.

И продолжая уверять, что ситуация решается и нечего поддаваться панике, между делом так объявляют, что теперь в Хабаровске только на 9-10 заправках бензин будет в свободной продаже, а на всех остальных — по картам (позаботились таким образом, видимо, о корпоративных клиентах).

На федеральном уровне в это время тоже проявляют чудеса отчетной эквилибристики.

Аккурат тогда, когда в региональном Правительстве уже признаются, что дефицит бензина есть, в Министерстве энергетики уверяют, что все в порядке и запасов топлива на Дальнем Востоке еще дней на 10 хватит (им-то из Москвы точно виднее, что там на Дальнем Востоке происходит).

Зато 2-го февраля с чувством выполненного долга сообщают, что предприняли меры для устранения дефицита топлива на Дальнем Востоке, которого, по их данным, вроде как и не было.

И вот тут выяснилось, что, оказывается, для решения проблемы можно было распечатать запасы Росрезерва и что, как это ни удивительно, составы с топливом способны не задержаться где-нибудь в пути.

Правда, тут еще стоило бы убедиться в наличии этих самых составов. Потому что по странному совпадению доехали они в регион очень своевременно: как раз тогда, когда Хабаровский НПЗ вошел, наконец, в производственный цикл и возобновил отгрузку топлива.

Сейчас завод якобы работает на максимальной мощности (абы после такой нагрузки не пришлось снова на модернизацию вставать!) и исправно, даже чаще, чем это полагается, заправляет бензином АЗС.

Единственное: в Правительстве на людей сетуют, которые почему-то, вот странные, не верят официальным заверениям (нет же никаких поводов не верить, да?) и продолжают запасаться топливом.

И вот что-то подсказывает, что именно «поддавшихся панике» автомобилистов и сделают виноватыми во всей этой ситуации.

Потому что это ведь никак нельзя было предвидеть, что если на модернизацию встанет завод (один из двух, кстати, на Дальнем Востоке), чьи заправки имеют самую разветвленную сеть в регионе, то может возникнуть нехватка топлива. Особенно если не сделать достаточные его запасы.

И убедиться в том, что запасы сделаны не только в отчетах пресс-службы, тоже что-то невыполнимое.

И уж точно никто не мог догадаться, что если начнутся перебои с топливом, то водители постараются заправиться так, чтобы им еще на несколько дней впрок хватило, а не зальют каких-нибудь 20 литров.

А уж предсказать, что на фоне дефицита появятся люди, которые этим воспользуются и будут с двойной накруткой продавать бензин и сделают бизнес на продаже мест в очереди на АЗС, ну разве только Ванга могла бы…

Утилизационный сбор по просьбе производящих поднимут в I квартале

Его повысят не только на легковые и грузовые автомобили, но и на специализированную технику, а также на мотовездеходы, снегоходы и пр.

И если в случае с легковыми и грузовыми машинами речь идет об увеличении базовой ставки на 25%, то во втором случае коэффициенты проиндексируют сразу в несколько раз (как объясняют в Министерстве промышленности и торговли, потому что они с 2016-го года ни разу не индексировались).

Повышение утилизационного сбора, естественно, объясняют заботой об отечественном производителе: у него появится больше возможностей, чтобы конкурировать с зарубежными компаниями (не качеством же это делать), а у российского покупателя будет стимул приобретать российскую технику (не по качеству же ее надо выбирать).

Правда, в обсуждении проекта повышения утилизационного сбора некоторые нерадивые российские пользователи замечают, что с 2016-го года, когда ввели утилизационный сбор на мотовездеходы и пр., не появилось ни одного нового производства квадроциклов.

Что производства квадроциклов и снегоходов с двигателями более 840 куб. см, для которых увеличение сбора будет наиболее существенным, в России вообще нет.

Что техника за последние шесть лет и так подорожала чуть ли не в три раза.

Что это решение отразится на туристической отрасли: «Например, поселок Приисковый в Красноярском Крае и курорт Ергаки в Хакасии существуют и развиваются только благодаря туристам, катающимся на горных снегоходах, которые вообще не производятся в России».

Что эти транспортные средства активно используются людьми в труднодоступных районах.

Впрочем, эти и другие подобные мнения министерством почему-то не были учтены.

Это вообще, наверное, просто какое-то совпадение, но все поддерживающие комментарии, а-ля «всячески приветствую повышение утилизационного сбора, очень здравое и своевременное решение», горят зеленым, учтенным, светом, а все критикующие числятся как «не учтено».

И это, видимо, тоже просто случайность, что в том, что называется обсуждением, на все негативные отзывы дается один и тот же ничего не исчерпывающий ответ: «Российские производители осуществляют выпуск широкой номенклатуры специализированной техники и способны обеспечить потребности внутреннего рынка в полном объеме».

Или совсем не обязательно при ответе исходить от того, что написано, и давать возражения конкретно на те факты, которые приведены?

Хотя комментарии там, видимо, все-таки читали: надо же было понять, учитывать их или нет.

В общем, в Министерстве промышленности и торговли тоже могут отчитаться, что повышение утилизационного сбора массово поддерживается. Тем более что крупные отечественные производители в виде «КамАЗа» чуть ли не сами об этом и попросили.

Продажи топлива на бирже «своевременно» увеличат

Министерство энергетики и ФАС (по крайней мере, такие данные есть у ТАСС) подписали совместный приказ о повышении нормативов продаж топлива через биржу.

Это должно снизить оптовые цены, которые с конца декабря неуклонно растут, и предотвратить повышение розничных, которые, кстати, так не выросли, потому что их сдерживают.

И вот, казалось бы, как экстренно ведомства отреагировали: 28-го января прошло совещание Правительства, где им поручили подготовить приказ об увеличении биржевых продаж, — и уже через несколько дней они отчитались, что все выполнено.

...

Правда, этот приказ они готовили еще с июня прошлого года, когда оптовые цены точно так же росли, а розничные точно так же сдерживались и надо было минимизировать риск повторения такой ситуации в будущем. Даже проект документа на общее обсуждение выставили.

Но потом, видимо, по большой занятости про него забыли. А тут — бац, какая неожиданность, с чего-то вдруг ситуация все-таки повторилась!

Ну, и напоследок…

С 1 февраля на 14 копеек вырос тариф «Платона»

Тут-то как раз никакой неожиданности нет: об индексации предупреждали задолго заранее, еще в 2019-м году.

С 1 февраля изменились правила автотюнинга

Но это больше касается лабораторий, которые должны теперь передавать предварительное заключение о возможности переоборудования транспортного средства и протокол последующей проверки переделанного автомобиля в электронный реестр.

Для автовладельцев настоящие изменения последуют с 1-го июля, когда автомобиль в любом случае придется отвозить в лабораторию (сейчас в некоторых случаях оценить «переделку» могут по фотографии), в то время как таких лабораторий в стране не хватает, а в некоторых регионах их вообще нет.

С 10 февраля на неделю закроются пункты пропуска в Приморском крае

Хотя на сей раз в этом ничего внештатного нет — все традиционно, как из года в год: Китай будет праздновать свой Новый год.

Таким образом, «Пограничный», «Полтавка» и «Турий Рог» не будут работать с 10-го по 18-е февраля, а «Краскино» закрыт с 28-го января по 14-е февраля.