Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Но обещают, что автомобили не подорожают: ставку утилизационного сбора планируют поднять на 25%

20 января 2021 г.15:54

Ставку утилизационного сбора планируют поднять на 25%

commons.wikimedia.org

Министерство промышленности и торговли предлагает поднять ставку утилизационного сбора на 25%, следует из проекта документа, опубликованного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Повышение должно состояться в этом году. В ведомстве обещают, что в итоге ни российские, ни импортные автомобили значительно не подорожают.

В соответствии с документом базовую ставку сбора на легковые автомобили увеличат с 20 тыс. до 25 тыс. рублей, на грузовую технику — со 150 тыс. до 187,5 тыс. рублей. Таким образом, в обоих случаях рост составит 25%.

При этом в министерстве уверены, что на стоимости российских автомобилей повышение сбора точно не отразится, поскольку вырученные средства как раз таки направят на поддержку спроса на отечественный автопром.

Речь идет о государственных программах льготного автокредитования и льготного лизинга, а также приобретения со скидкой газомоторной техники. В целом, на эти программы в 2021-м году пока выделено порядка 12,7 млрд. рублей, однако, по оценкам «Соллерса», этих средств должно хватить только на I квартал.

Что примечательно, буквально за несколько дней до официальной публикации документа Министерства промышленности и торговли с предложением повысить утилизационный сбор внезапно выступили отечественные производители («КамАЗ», «Автоваз» и пр.). И как-то уж так совпало, что они тоже предложили направить средства от увеличения сбора на перечисленные выше программы.

Эти программы, подчеркнем, распространяются именно на автомобили с высокой локализацией производства на территории России.

По последним подсчетам Министерства промышленности и торговли, из легковых автомобилей наиболее локализованными оказались Lada Largus, Lada Granta, Lada 4х4 (она же «Нива») и Lada Vesta.

Что касается транспортных средств, импортируемых в Россию, то и в этом случае в ведомстве обещают, что значительного повышения их стоимости из-за роста утилизационного сбора не предвидится.

«В части импортируемых автомобилей необходимо отметить, что доля утилизационного сбора в их стоимости составляет порядка 5%, при этом за период 2018-2019 годов ввозная пошлина на импортируемые легковые автомобили была снижена с 20% до 15%. Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора также не ожидается», — говорится в пояснительной записке к документу.

В ней, кроме того, уточняется, что при ввозе транспортных средств физическими лицами ставка на новые автомобили не превысит 4,5 тыс. рублей, на машины, бывшие в употреблении, — 6,5 тыс. рублей.

Напомним, что в последний раз утилизационный сбор увеличивали в прошлом году. Тогда, правда, изменили не базовую ставку, а коэффициенты (сейчас их не трогают), в результате чего сбор на легковые автомобили вырос, в среднем, в 2 раза, на седельные тягачи — на 67%, а на остальную грузовую технику — в пределах 20%.

Утилизационный сбор изначально вводили как средство защиты внутреннего рынка. Он начал действовать как раз после того, как Россия в 2012-м году вошла в ВТО и в связи с этим была вынуждена снизить ввозные пошлины на автомобили.

Первое время сбор взимался только с импортной техники, однако с 2014-го года под него формально подпали и отечественные производители. С той лишь разницей, что им уплаченный сбор практически в полном объеме компенсировали из федерального бюджета.

Сейчас, однако, сумму компенсаций поставили в зависимость от степени локализации производства того или иного транспортного средства в России. То есть: для получения большей суммы субсидий недостаточно только выполнять операции на территории страны — необходимо использовать как можно больше российских компонентов. Поскольку гарантированно возмещается только часть уплаченного сбора, а остальная часть рассчитывается исходя из локализации.

Претендовать на субсидии могут компании, заключившие специальный инвестиционный контракт с Министерством промышленности и торговли.