Чтобы не допустить роста цен: нефтяников обязали увеличить запасы топлива

29 января 2021 г.12:08

Нефтяников обязали увеличить запасы топлива

Пресс-служба «Роснефти»

Нефтяные компании должны нарастить запасы топлива и увеличить предложение на бирже. Таким решением завершилось совещание нефтяников с Правительством 28-го января, где обсуждались меры по предотвращению роста розничных цен на топливо. В то же время скорректировать формулу демпфирующего механизма, как на то надеялись компании, в Правительстве пока отказались.

С начала года оптовые цены на бензин выросли на 7%, в то время как в рознице подорожание, в среднем, не вышло за пределы 1%. В такой ситуации АЗС не смогут долго сдерживать цены и будут вынуждены поднять их, чтобы не работать себе в убыток.

В свою очередь, ситуация на оптовом рынке объясняется несколькими факторами, основной из которых, естественно, коронавирус. В прошлом году на фоне пандемии резко сократилось потребление топлива и опустились цены. Как следствие, нефтяные компании уменьшили объемы переработки и предложение на бирже.

Экспорт из-за низких цен на нефть для них тоже оказался нерентабельным. Плюс, начиная с марта нефтяники делали отчисления в бюджет по демпферу, в рамках которого прежде они, наоборот, получали дополнительные выплаты.

Так, в 2019-м году нефтяные компании получили из бюджета в качестве компенсации около 300 млрд. рублей, однако за десять месяцев 2020-го года уже они заплатили порядка 400 млрд. рублей.

Напомним: демпфирующий механизм был разработан в 2018-м году специально для того, чтобы сбалансировать внешний и внутренний рынки и не допустить резкого роста цен на последнем. Вкратце, его суть сводится к тому, что при высоких экспортных ценах нефтяники, заинтересованные в такой ситуации в наращивании поставок за рубеж, получают выплаты из бюджета. Эти выплаты являются компенсацией части доходов, которые компании могли бы получить, но не получили, отказавшись от увеличенных экспортных поставок.

Экспортные поставки при этом они действительно не могут серьезно увеличивать, поскольку в таком случае сократится предложение на внутреннем рынке, как следствие — начнут расти оптовые цены, а рост оптовых цен более чем на 10% выше внутренней условной означает обнуление всех возможных компенсаций из бюджета.

Внутренняя условная цена, кстати, устанавливается на законодательном уровне и раз в год индексируется на 5%. Разница между нею и экспортной ценой и используется для расчета суммы компенсаций по демпферу.

И вот если эта разница отрицательная (внутренняя условная цена выше экспортной), отчисления в бюджет делают уже нефтяники. Именно это и произошло в прошлом году.

Однако к концу года спрос на топливо начал восстанавливаться, выросли цены на нефть и экспорт для компаний, несших все это время расходы, опять стал привлекательным, тем более что курс рубля по-прежнему остался слабым.

В результате, в начале этого года резко уменьшилось предложение на бирже и выросли оптовые цены на бензин. При этом загрузка российских заводов в 2020-м году из-за снижения спроса на топливо и снижения рентабельности его производства, а также из-за сокращения Россией объемов добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ опустилась до 10-летнего минимума. В январе запасы топлива составили 1,2 млн. тонн — меньше, чем за последние несколько лет.

Единственное решение — нарастить запасы топлива

Вместе с тем единственное, о чем договорились на совещании с Правительством, — это увеличить производство и нарастить запасы топлива. К 1-му мая нефтяные компании должны довести запасы топлива до 1,6-1,7 млн. тонн. Наращивание объемов переработки должно начаться уже в феврале.

«Рост запасов будет поступательным, — отметил заместитель министра энергетики Павел Сорокин. — Каждой компании давали свои рекомендации в соответствии с ее положением на рынке, так как нельзя просто пропорционально распределить».

В свою очередь, нефтяники согласились взять на себя такие обязательства, хотя, как подчеркивают эксперты, сейчас рентабельность нефтеперерабатывающих заводов довольно низкая: с увеличением их загрузки компании будут нести убытки.

А о чем просили нефтяники?

Нефтяные компании, в свою очередь, просили скорректировать формулу демпфирующего механизма, в рамках которого, напомним, они в прошлом году были вынуждены делать дополнительные отчисления в бюджет.

По мнению компаний, в формуле необходимо пересмотреть принцип формирования условной внутренней цены. Сейчас, повторимся, она не зависит от конъюнктуры рынка, поскольку устанавливается на законодательном уровне и индексируется без учета роста розничных цен.

В то время как за прошлый год бензин на АЗС подорожал чуть более чем на 2%, внутреннюю условную цену подняли на 5%.

В связи с этим нефтяники предлагали изменить значение внутренней условной цены не на 5%, а только на 2%, в соответствии с динамикой розничных цен. По предварительным расчетам, это могло дать компаниям дополнительно 70 млрд. рублей и в какой-то мере перекрыть убыточность переработки.

Однако Министерство финансов выступило против этой идеи, поскольку дополнительные 70 млрд. выплат для нефтяников означают 70 млрд. рублей потерь для бюджета. В ведомстве также подчеркнули, что сейчас изменение формулы и не требуется, поскольку с февраля в связи с ростом цен на нефть нефтяные компании впервые после 11 месяцев начнут получать компенсации по демпферу.

«Демпферный механизм в целом отвечает тем задачам, для которых он создавался, — подчеркнул, в свою очередь, заместитель министра энергетики. — Поэтому те меры, которые сейчас обсуждались (наращивание запасов топлива – прим.), они достаточны для обеспечения потребностей рынка».

Вместе с тем эксперты считают, что формулу демпфирующего механизма рано или поздно все равно придется корректировать.