Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2022-ой год

Инициатива недели: региональные дороги снова пытаются включить в «Платон»

29 ноября 2021 г.14:27

Инициатива недели: региональные дороги снова пытаются включить в «Платон»

Общероссийский народный фронт

С таким предложением в очередной раз выступило Министерство транспорта, однако о каком-то окончательном решении пока говорить рано. На прошедшей неделе, кроме того, пообещали со следующего года удешевить топливо на Дальнем Востоке, а с 2023-го года — связать, наконец-то, НАО с «большой землей».

В принципе, на этом, кажется, основные события из транспортной сферы за прошедшую неделю и заканчиваются, поэтому мы еще вспомним о том, что важного случилось за семь дней до этого…

«Платон» и региональные дороги

Министерство транспорта предложило сделать региональные дороги платными для грузовиков. И в этот раз, кстати, не исключено, что предложение будет услышано, потому что связано оно с необходимостью пополнения региональных дорожных фондов, которые в скором времени обещают несколько сократиться.

Это может произойти в том случае, если в России действительно осуществят массовый переход на электромобили.

Тогда, во-первых, региональные дорожные фонды лишатся части доходов от акцизов на топливо (электромобили ведь бензин с дизелем не потребляют), а во-вторых, недополучат транспортный налог.

Правда, последнее не столь обязательно и касается не всех регионов, а только тех, которые вводят льготы для электрических транспортных средств (как, например, это собираются сделать в Омской области) и не решат эти льготы на фоне оскудения дорожных фондов отменить.

Впрочем, еще далеко не факт, что переход на электромобили в России действительно станет массовым (особенно если речь идет о необходимости поездок не только внутри города). И еще неизвестно, через сколько десятилетий этот переход станет таким, что отсутствие акцизов на топливо на самом деле будет серьезно отражаться на доходах дорожных фондов.

Поэтому пока сильно переживать из-за включения региональных дорог в «Платон», видимо, все-таки не стоит…

Топливо и Дальний Восток

Напомним: проблема стоимости топлива на Дальнем Востоке (а там цены традиционно выше, чем в других регионах страны) связана с недостаточным количеством нефтеперерабатывающих заводов (их там всего два), из-за чего треть объема топлива приходится завозить из Сибири или центральной части России, в то время как железнодорожная доставка не такая уж дешевая услуга.

Сейчас же эту доставку решили, наконец-то, удешевить.

С этой целью со следующего года будет введен специальный механизм субсидирования РЖД: компания будет целенаправленно получать средства из федерального бюджета, а взамен — давать скидку на перевозку топлива на Дальний Восток.

Предполагается, что скидка на одну тонну нефтепродукта составит 4 тыс. рублей. Таким образом, оптовая цена топлива обещает подешеветь где-то на эти самые 4 тыс. рублей.

Сниженная оптовая цена, соответственно, повлечет за собой и снижение розничных цен. По крайней мере, так должно быть…

НАО и транспортная доступность

К 2023-му году Ненецкий автономный округ, который до сих не имеет круглогодичной автомобильной связи ни с соседними регионами, ни с основной сетью дорог, обещают все-таки обеспечить транспортной доступностью.

По крайней мере, именно к этому сроку планируют достроить дорогу от Нарьян-Мара в НАО до Усинска в Коми, а к 2027-му году — довести ее до Сыктывкара.

Правда, как раз тут стоит напомнить, что строительство дороги началось не несколько лет назад, — оно ведется вот уже более 30 лет.

То есть: более 30 лет в регионе, который отрезан от «большой земли», пытаются для связи с другими регионами построить дорогу протяженностью 217 км.

Оно, конечно, понятно, что тяжелые условия работы, вечная мерзлота, недостаточное число теплых месяцев… Но 217 км — за 30 лет!..

Кстати, за это время первые построенные километры дороги уже успели прийти в негодность и нуждаются в реконструкции.

Дизельное топливо и демпфирующий механизм

Демпфирующий механизм, который три года назад ввели для стабилизации внутреннего топливного рынка и про который представители власти любят все это время говорить «Механизм показал свою эффективность!», собираются опять корректировать.

Хотя последний раз его корректировали с мая этого года, а всего за три года формулу «эффективного» механизма уже успели изменить дважды.

Каждый раз, кстати, корректировка демпфирующего механизма увеличивала компенсационные выплаты нефтяникам.

Сейчас, правда, основные изменения должны быть направлены на расчет демпфера по дизельному топливу, который, справедливости ради, в прошлую корректировку особо не трогали.

Однако какими именно будут изменения и будут ли они вообще, пока точно неизвестно.

Единственное: есть предложения по этому поводу Федеральной антимонопольной службы. Первое — установить раздельный расчет для летнего и зимнего дизельного топлива. Второе — сократить максимально возможное превышение индикативной цены с 20% до 10%.

Последнее действительно может способствовать снижению розничной цены, поскольку повлечет снижение оптовой цены.

Сейчас, если реальные цены по дизельному топливу более чем на 20% превышают внутреннюю условную, компенсационные выплаты нефтяным компаниям обнуляются. То есть, по сути, нефтяники могут держать реальные цены почти на 20% выше внутренней условной.

Если же изменения будут приняты, то планку максимальной реальной цены им придется снизить на 10%.

При этом стоит учитывать, что с нового года должны заработать уже принятые корректировки по дизельному топливу: внутренняя условная цена будет увеличена не на 5%, как изначально предполагалось, а на 3%.

Это тоже должно в какой-то мере сдержать рост реальных цен.

Правда, розничные цены все это время сдерживаются другим (далеко не экономическим) способом: негласным соглашением с нефтяными компаниями не увеличивать розничные цены выше темпов инфляции

Трасса «Москва-Казань» и сроки

Глава госкомпании «Автодор» пообещал, что трасса «Москва-Казань» в любом случае будет открыта в срок — в 2024-м году, то есть меньше чем через два года.

При этом сам проект уже успел подорожать (из-за роста цен на стройматериалы), а на участках строительства пока идут только подготовительные работы, да и то их проведение еще не до конца одобрено Главгосэкспертизой.

Напомним: общая протяженность дороги, которую должны проложить с нуля, достигает 810 км. Ее строительство разбито на девять этапов (восемь этапов + «нулевой» этап в Московской области). За работы на каждом этапе, которые ведутся одновременно, отвечает отдельный подрядчик.

Что примечательно: один из отрезков «нулевого» этапа в Московской области обещают запустить уже в следующем году.

Что еще важно: в 2024-м году должны открыть и продолжение трассы «Москва-Казань» до Екатеринбурга — тоже порядка 810 км, из которых, правда, с нуля построят только около 350 км. Остальной объем работ — реконструкция уже действующих участков.

Кольцо вокруг Санкт-Петербурга и новый маршрут

Кажется, вокруг Санкт-Петербурга действительно проведут вторую кольцевую дорогу, причем в «Автодоре» говорят, что смогут выполнить проект чуть ли не к 2024-му году.

Хотя на данный момент, меньше чем за три года до срока, нет ни проекта дороги, ни обоснования его стоимости, ни вообще четкого понимания, как она пройдет.

Если прежде не исключалось, что частично трасса будет проложена по уже действующей «бетонке» А-120, то сейчас принято решение возводить дорогу полностью с нуля.

Таким образом, к 2024-му году должны построить еще около 190 км. А для этого необходимо также разобраться с переносом коммуникаций, выкупом земель и возможным сносом каких-то домов и других объектов, поскольку дорога пройдет в заселенной местности.

Кроме того, надо будет еще найти заинтересованных инвесторов: второе кольцо вокруг Санкт-Петербурга, по аналогии с ЦКАД, собираются сделать платным.

Электронная накладная и портал госуслуг

С 1-го января следующего года на портале госуслуг обещают запустить суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Сообщается, что через него можно будет оформлять электронные транспортные накладные, электронные путевые листы и др. перевозочные документы.

Правда, как именно будет работать новый механизм, пока не уточняется. Как не уточняется, исчезнут ли сразу из оборота бумажные документы.

Последнего на самом деле не должно произойти, поскольку переход на электронные накладные и пр. должен быть постепенным.

Однако как тут не вспомнить запущенный в этом году переход на электронные специальные разрешения на движение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств?..

По идее, бумажные разрешения должны были отменить только с 1-го января 2023-го года. Но когда в октябре этого года для оформления электронных документов открыли «Личный кабинет перевозчика» (по ссылке), в выдаче бумажных начали отказывать.

Хотя сам Кабинет работал еще с ошибками, а региональные управления не внесли в систему всю информацию о подконтрольных им дорогах. В итоге, процесс выдачи специальных разрешений застопорился.

В общем, игроки рынка не зря опасаются, как будет происходить переход на электронные транспортные накладные

Навигационные пломбы и ЕАЭС

В декабре страны ЕАЭС должны подписать соглашение об использовании электронных навигационных пломб при перевозках внутри Союза. Правда, при каких условиях эти устройства нужно будет применять и будет ли их установка обязательной, пока неизвестно.

В свою очередь, в России, напомним, наложение навигационных пломб уже является обязательным: оно требуется для транзита по территории страны т.н. «санкционных» продуктов.

Беспилотники и «КамАЗ»

В 2023-м году российский производитель обещает выпустить на трассу М-11 «Москва – Санкт-Петербург» порядка 10 беспилотных тягачей.

Напомним: инициатива «КамАЗа» связана с тем, что к 2024-му году трассу М-11 «Нева» планируют сделать своеобразным беспилотным логистическим коридором. То есть: уже через три года доставку товаров по этой дороге будут осуществлять «умные» грузовики.

И чуть ли не те грузовики, где на месте водителя водители будут попросту отсутствовать.

Что еще по этому поводу можно сказать? Наверное, только одно: ну что ж, будем посмотреть…