Ситуация на рынке остается сложной: продажи тяжелых грузовиков сократились уже на 65%

6 июня 2025 г.12:43

Продажи тяжелых грузовиков сократились уже на 65%

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

Как свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», ситуация на рынке новых грузовых автомобилей в России по-прежнему остается сложной. По итогам мая продажи тяжелых грузовиков «рухнули» на 65%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а продажи среднетоннажной техники — на 53%. При этом спад отмечается как у отечественных, так и у иностранных брендов. По оценке экспертов, если ситуация с высокой ключевой ставкой ЦБ так и не будет решена, какого-то улучшения на рынке не последует.

Итак, тенденция, которая оформилась еще в середине прошлого года, по-прежнему продолжается, причем еще с большей силой. С каждым месяцем число приобретаемой в России новой грузовой техники сокращается, причем не только по сравнению с прошлым годом, но и по отношению к показателям предыдущих месяцев.

Так, например, в мае было продано на 26% меньше тяжелых грузовиков (массой от 16 тонн), чем в апреле. Точно такое же отставание от предыдущего месяца демонстрирует и сегмент среднетоннажной техники (от 3,5 до 16 тонн).

При этом отрицательную динамику имеют все бренды, входящие в топ-10, — как отечественные, так и иностранные.

Единственное, отечественный «КамАЗ», который в прошлом году утратил привычное для себя лидерство, уступив его китайскому Sitrak, в этом году снова вернулся на первое место. Правда, это главным образом произошло на фоне значительного сокращения продаж у китайского производителя, вызванного в том числе существенным (на 70%) повышением утилизационного сбора в октябре прошлого года.

Потому что спад продаж от месяца к месяцу у «КамАЗа» наблюдается точно так же, как и у других производителей.

Если в апреле, например, отечественный автоконцерн смог реализовать 1 124 тяжелых грузовика, то в мае число проданной техники уменьшилось до 928 единиц.

Аналогично и в сегменте среднетоннажных грузовиков: 365 транспортных средств — в апреле, 250 транспортных средств — в мае.

Что не так с рынком?

Как отмечают эксперты, ситуация на рынке грузовых автомобилей в России кардинально изменилась в 2022-м году, когда из РФ ушли основные европейские производители. И дело не только в том, что дилерам и перевозчикам пришлось искать и осваивать новые (главным образом — китайские) бренды. Изменилась сама модель рынкас европейской сервисной на китайскую транзакционную.

То есть: на рынок пришли универсальные лизинговые компании, у которых прежде не было компетенции в коммерческом транспорте, и начали хаотично, без оценки рисков, завозить и реализовывать китайскую технику.

И хотя следующий после санкционного 2023-й год отличился рекордными за последние 17 лет показателями продаж грузовых автомобилей, это не стало свидетельством того, что перевозчики просто удовлетворили свои потребности по обновлению и расширению автопарка и теперь с эффективностью его используют, не нуждаясь в дополнительных транспортных средствах.

Из-за высокой ключевой ставки лизинговые договоры стали неподъемными для многих транспортных и строительных компаний (а большинство коммерческой техники в России реализуется как раз таки в лизинг), в результате чего, наоборот, начался массовый возврат уже приобретенных грузовиков.

В итоге, теперь перевозчики не знают, как содержать взятые в лизинг автомобили, дилеры думают, как в такой ситуации распродать свои запасы, а лизинговые компании ломают голову над тем, что делать с возвращаемой техникой.

Как считают эксперты, изменить ситуацию на рынке может более взвешенная политика ЦБ по отношению к ключевой ставке, запуск масштабных инвестиционных проектов, особенно в строительной сфере, которая нуждается в перевозке больших объемов материалов и оборудования, и дополнительная государственная поддержка.

Однако в любом случае, по оценке аналитического агентства «Автостат», продажи тяжелых грузовиков по итогам 2025-го года останутся «в минусе»: -30% — по оптимистичному сценарию, -50% — по пессимистичному.