Соглашение об использовании навигационных пломб при перевозках в ЕАЭС подпишут в декабре

19 ноября 2021 г.15:20

Соглашение об использовании навигационных пломб в ЕАЭС подпишут в декабре

Пресс-служба ООО «Центр развития цифровых платформ»

Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) электронных навигационных пломб для отслеживания грузовых перевозок будет подписано в декабре текущего года. Об этом, как передает ТАСС, в пятницу, 19-го ноября, заявил премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко на заседании Евразийского межправительственного совета. Соглашение должны подписать главы государств, входящих в Союз.

«Достигнут весомый результат работы в одном из ключевых направлений сферы таможенного регулирования и контроля — это проект соглашения о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. Планируется, что соглашение будет подписано главами наших государств на заседании Высшего Евразийского экономического совета в декабре текущего года», — рассказал белорусский премьер-министр.

По его словам, заключение соглашения должно упростить процедуры, связанные с грузовыми перевозками. «Упрощение процедур для грузоперевозок в нашем союзе — это значимый шаг к достижению заявленной в Договоре о ЕАЭС цели по обеспечению свободы движения товаров и услуг», — подчеркнул Роман Головченко.

Он также отметил, что белорусская сторона рассчитывает на выполнение в установленные сроки мероприятий по признанию электронной цифровой подписи и обеспечению юридической силы электронных документов при трансграничном информационном взаимодействии. «Это фундаментальный вопрос для развития взаимодействия в различных сферах», — заключил премьер-министр РБ.

Напомним: еще в январе этого года операторы Беларуси (ОДО «Белнефтегаз»), Казахстана (ТОО «Silk Way monitoring») и России (ООО «Центр развития цифровых платформ») подписали соглашение о сотрудничестве, которое в целом предусматривает создание единой информационной системы таможенного трназита товаров в ЕАЭС.

Правда, в каких именно случаях и на каких условиях должны будут использоваться электронные навигационные пломбы и будет ли их использование обязательным, пока неизвестно.

Вместе с тем на данный момент во всех этих трех странах, а также в Кыргызстане навигационные пломбы уже применяются. Так, в частности, в России они являются обязательными при транзите «санкционных» товаров. В Беларуси такие устройства можно навешивать в качестве альтернативы таможенному сопровождению. При этом в конце лета текущего года пломбы также обязали использовать при ввозе товаров в республику с территории Литвы.

В свою очередь, в Казахстане в прошлом году был принят закон, в соответствии с которым навигационные пломбы устанавливаются на грузовики, выполняющие перевозки между странами ЕАЭС и следующие при этом транзитом через республику, а также при ввозе в страну товаров из стран ЕАЭС.

В Кыргызстане же недавно анонсировали проведение пилотного проекта, связанного, по всей видимости, с этим законом. Он предусматривает наложение электронных навигационных пломб на казахстанской границе, если перевозчики Кыргызстана едут транзитом через эту страну в Россию.

Электронная навигационная пломба позволяет в режиме реального времени отслеживать маршрут движения транспортного средства. Кроме того, являясь запорным устройством, она сигнализирует системе о попытке несанкционированного доступа в грузовой отсек и таким образом усложняет возможность кражи грузов. Пломба также может быть передатчиком данных об осуществляемой перевозке из электронной транспортной накладной, электронной декларации и т.п.