Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Разрешить штрафовать по приложению «Народный инспектор»: Владимир Путин раздал поручения в рамках транспортной стратегии

16 ноября 2021 г.12:25

В России могут разрешить штрафовать по приложению «Народный инспектор»

kremlin.ru

В воскресенье, 14-го ноября, президент РФ Владимир Путин утвердил ряд поручений в рамках принятия транспортной стратегии до 2030-го года. В частности, в числе прочего он поручил разрешить штрафовать автомобилистов на основании фотографий и видео, сделанных простыми гражданами. Поручение дано Правительству РФ. Правда, не совсем понятно, какое оно имеет к этому отношение: соответствующий законопроект подготовлен еще несколько лет назад и его принятие, по идее, должно зависеть от депутатов Государственной Думы.

«Завершить работу по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения Правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и/или видеосъемки», — звучит одно из поручений, утвержденных президентом.

Речь идет о мобильных приложениях вроде «Помощника Москвы», через который уже сейчас в столице можно фотографировать припаркованные на газоне автомобили: на основании этих снимков мэрия города штрафует нарушителей. Правда, штрафы, оформленные таким образом, периодически отменяются судами, поскольку законодательно использование подобного способа привлечения к ответственности не разрешено.

При этом соответствующий законопроект Государственная Дума приняла в первом чтении еще в 2019-м году. Этот документ предусматривал использование специального мобильного приложения (оно получило название «Народный контроль») для фиксации 18 видов нарушений ПДД, в том числе проезд на красный свет, непропуск пешехода и пр. Однако дальше первого чтения рассмотрение законопроекта с тех пор не пошло.

Поэтому не совсем понятно, каким образом Правительство РФ должно исполнить поручение президента, если формально не они заседают в парламенте. Но так как поручение президента есть, стоит ожидать, что формально независимые депутаты его в любом случае услышат и работа над законопроектом возобновится и точно значительно ускорится.

Что примечательно, среди утвержденных поручений президента есть еще одно, тоже касающееся возможности штрафовать за нарушения ПДД и тоже относящееся к компетенции не Правительства, а Федерального Собрания.

«Завершить работу по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся передачи субъектам РФ отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения», — сказано в этом поручении.

Иными словами, поручение сводится к тому, чтобы выносить штрафы по некоторым составам нарушений ПДД вместо полиции могли региональные власти.

Соответствующий законопроект тоже уже в течение нескольких лет находится на рассмотрении Государственной Думы и к этому времени тоже успел пройти через первое чтение (правда, его первое чтение состоялось еще в 2017-м году). Он передавал на региональный уровень администрирование 38 нарушений ПДД, среди которых — превышение скорости, выезд на встречную полосу движения и т.п.

Однако, опять-таки, рассмотрение документа после 2017-го года застопорилось.

Теперь, получается, после поручений президента Государственная Дума, по всей видимости, возобновит работу над двумя законопроектами. Оба поручения, кстати, должны быть исполнены к 1-му июня 2022-го года.

Другие поручения

Владимир Путин также поручил Правительству РФ к 1-му июля следующего года определить источники и схемы финансирования опорной сети дорог. Напомним: в опорную сеть на данный момент входит 138 тыс. км федеральных и региональных трасс, к 2030-му году как минимум 85% их протяженности должны привести в нормативное состояние.

Еще одним поручением стал вопрос формирования дорожных фондов с учетом перехода на альтернативные виды топлива. Сейчас значительную часть фондов составляют средства, поступающие от акцизов на топливо, однако с течением времени на фоне перехода на электромобили их доля будет уменьшаться. До 30-го марта 2022-го года Правительство РФ должно представить предложения, каким еще образом можно наполнять дорожные фонды и, следовательно, финансировать дорожные работы.

Кроме того, к 1-му июня 2022-го года Правительству РФ совместно с соответствующими комиссиями и бизнес-сообществами предстоит разработать генеральную схему единой опорной транспортной сети, создать механизмы поддержки приведения в нормативное состояние муниципальных дорог, а к 30-му марта — предложить меры по обеспечению необходимой пропускной способности подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов.

В свою очередь, Министерство транспорта РФ должно рассмотреть вопрос об обеспечении к 2030-му году круглогодичного сообщения по федеральным трассам А-331 «Вилюй», А-360 «Лена» и Р-504 «Колыма», которые сейчас имеют грунтовые участки или вообще остаются недостроенными и где на ряде участков отсутствует необходимые мосты.

В целом же, основное поручение Правительству РФ — к 20-му декабря текущего года утвердить Транспортную стратегию РФ до 2030-го года.