Разрешали-разрешали — и, наконец, действительно разрешили: все, «санкционные» грузы могут ехать под пломбами через Россию
15 июля 2020 г.12:09
Пресс-служба ООО «Центр развития цифровых платформ»
С 15-го июля 2020-го года на регулярной основе запускаются транзитные перевозки через территорию России «санкционных» товаров при условии использования электронных навигационных пломб, сообщили в пресс-службе Министерства транспорта. Напомним: с момента официального разрешения до фактического запуска «санкционного» транзита прошло чуть больше года.
«Сегодня (15-го июля 2020-го года – прим.) открывается ранее запрещенный транзит «санкционных» товаров через территорию России на автомобильном и железнодорожном транспорте. Это стало возможным благодаря запуску государственной системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб на основе ГЛОНАСС и наделению полномочиями оператора пломбирования — компании «Центр развития цифровых платформ»», — говорится в сообщении Министерства транспорта.
Вообще, указ Президента РФ, который разрешил транзит «санкционных» товаров, вступил в силу еще с 1-го июля прошлого года, но порядок таких перевозок не был расписан и они, если и осуществлялись, то в каком-нибудь тестовом режиме.
Только через полгода Правительство РФ начало готовить для них правовую основу: в конце декабря 2019-го года утвердило Правила «санкционного» транзита, а в конце февраля этого года — требования к операторам электронных пломб, без которых (без операторов) перевозка, в принципе, не может состояться, поскольку лишь они имеют право навешивать и снимать навигационные устройства.
По сути, транзитные «санкционные» перевозки на регулярной основе могли запустить уже с марта этого года, когда допуск к системе получил первый оператор — ООО «Центр развития цифровых платформ».
Операторов, на самом деле, может быть несколько, но на данный момент через допуск пока прошла только одна компания.
Порядок «санкционного» транзита
Наложение навигационных электронных пломб осуществляется на границе при въезде на территорию России, но исключительно в 30 пунктах пропуска — 20 автомобильных и 10 железнодорожных (их перечень можно найти здесь).
Однако прежде перевозчик должен зарегистрироваться в системе оператора транзита (сайт — по ссылке) и как минимум за 2 часа до прохождения границы передать ему сведения о планируемой перевозке (код товара, его происхождение, страна отправления и назначения, предполагаемые даты транзита), а также о транспортном средстве.
Использование пломб платное: наложение устройства — 1 224 рубля, снятие — 996 рублей, суточная аренда — 2 500 рублей (тарифы опубликованы здесь).
Оплатить услугу может не только перевозчик, но любой участник поставки товара (грузоотправитель или грузополучатель) банковским переводом или непосредственно в личном кабинете на сайте оператора.
После активации пломбы водителю также должны передать учетный талон, который он обязан сохранить на все время транзита и вернуть при выезде из России. Самостоятельно снимать устройства нельзя: система распознает это как несанкционированный доступ, который, в частности, могут принять за попытку выгрузить запрещенный товар на территории России, что, в свою очередь, чревато и конфискацией груза.
Электронная навигационная пломба в режиме онлайн передает информацию о маршруте транспортного средства, которая, кстати, будет доступна не только контролирующим органам (Ространснадзору и ФТС), но и перевозчику и грузоотправителю в личном кабинете на сайте оператора.
В Министерстве транспорта уточняют, что устройство выдерживает температуру от -40 до +70 градусов и способно работать на одном зарядке в течение 45 суток.
«Санкционный» эффект
В ведомстве рассчитывают, что запуск «санкционного» транзита позволит привлечь около 82 тыс. перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом в год.
Сейчас из-за того, что международные перевозчики вынуждены ехать в обход России, расходы на доставку груза для них увеличиваются более чем на 5 тыс. долларов. Таким образом, даже с учетом платного использования навигационных устройств открытие «санкционного» транзита должно сократить их издержки.
В будущем систему электронных навигационных пломб будут развивать для создания цифровых коридоров внутри ЕАЭС и отслеживания перевозок между странами Союза.
В Казахстане, кстати, пломбы с этой целью уже начали применять с 10-го июля. При импорте товаров в страну или при транзите через ее территорию в том случае, если перевозка осуществляется внутри ЕАЭС, на границе на грузовики ставят пломбы. Использование устройств оплачивается из бюджета республики.
Напомним: некоторые товары стали «санкционными» в августе 2014-го года, когда в ответ на ограничительные меры, введенные ЕС, США и др. из-за ситуации в Украине, Россия запретила ввоз на свою территорию мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов и пр. из этих стран (перечень можно найти здесь). Вместе с импортом ограничили и транзит.
При этом электронные навигационные пломбы должны также использоваться, если страной происхождения или отправления товаров является Украина или если прежде они прошли транзитом через ее территорию.