Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Федеральная антимонопольная служба тоже предложила скорректировать формулу демпфера для дизельного топлива

17 ноября 2021 г.14:28

ФАС тоже предложила скорректировать формулу демпфера для дизеля

pxfuel.com

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала ряд предложений по регулированию топливного рынка, которые должны способствовать стабилизации цен на зимнее дизельное топливо, ссылается ТАСС на сообщение пресс-службы ведомства. Среди предложенных мер — очередная корректировка параметров демпфирующего механизма и увеличение нормативов обязательных продаж на бирже.

Во вторник, 16-го ноября, цена зимнего дизельного топлива на бирже вновь установила рекорд, достигнув 61,528 тыс. рублей за тонну. До этого, по итогам торгов в прошлый четверг, она пятый раз подряд обновила исторический максимум, впервые превысив 61 тыс. рублей за тонну.

Правда, в ходе сегодняшних торгов цена на зимнее дизельное топливо пока идет вниз и даже опускалась ниже 61 тыс. рублей за тонну.

«ФАС разработала основные предложения по стабилизации цен на зимний дизель. Они касаются увеличения объема продаж на бирже, сокращения суррогата, оптимизации перевозки топлива, корректировки демпфера», — рассказали в ведомстве.

Так, в частности, предлагается повысить норматив обязательной продажи зимнего дизельного топлива на бирже на 2,5 процентных пункта — с 7,5% до 10%. «Это позволит создать запас прочности в период повышенного спроса на зимний дизель», — отметили в ФАС.

Напомним: последний раз нормативы продаж для дизельного топлива увеличивали в феврале этого года, тогда их подняли с 6% до 7,5%.

Что касается корректировки демпфирующего механизма, то Федеральная антимонопольная служба, выступает за то, чтобы не увеличивать в 2022-м году индикативную цену в формуле на 5%, как это было запланировано, а также сократить максимально возможное превышение индикативной цены на торгах для выплаты демпфера с 20% до 10%.

Кроме того, ведомство предлагает ввести раздельный расчет демпфера для летнего/межсезонного и зимнего дизельного топлива, установив для них разные значения внутренней условной (индикативной) цены.

Напомним: формулу демпфирующего механизма уже корректировали в этом году. Правда, сразу изменения затронули только параметры по бензину: в частности, с 1-го мая внутренняя условная цена была снижена на 4 тыс. рублей за тонну.

В свою очередь, по дизельному топливу в текущем году ничего не изменилось, однако со следующего года внутреннюю условную (индикативную) цену, которую изначально каждый год индексировали на 5%, поднимут только на 3%.

Таким образом, предложение ФАС не увеличивать индикативную цену в 2022-м году на 5% и так уже принято. В то же время по бензину в следующем году индексация действительно составит 5% и только с 2023-го года — 3%.

Отметим: внутренняя условная цена (различная для бензина и дизельного топлива) используется в формуле для подсчета компенсаций, которые нефтяники получают из бюджета. Однако выплаты возможны только в том случае, если реальная цена превышает индикативную цену не более чем на 10% — по бензину и не более чем на 20% — по дизельному топливу. В последнем случае ФАС тоже предлагает сократить возможную разницу до 10%.

Федеральная антимонопольная служба также может инициировать проверки поставщиков топлива для пресечения оборота суррогатов, в том числе по зимнему дизельному топливу.

«По данным рынка нефтепродуктов, имеют место случаи, когда приобретается авиакеросин, из которого затем производят суррогатный дизель. Антимонопольная служба предлагает ФНС, Росстандарту совместно с нефтяными компаниями провести контрольные мероприятия и пресечь деятельность недобросовестных компаний по производству суррогатного топлива. Также эта мера обеспечит актуализацию сведений о начислении акциза на дизель», — пояснили в ведомстве.

Кстати, эксперты и игроки на топливном рынке отмечают, что борьба с суррогатом тоже повлияла на рост цен, спровоцировав дефицит дизельного топлива, поскольку, хотя с рынка и исчезает некачественный продукт, заменить его нечем: имеющихся мощностей не хватает для удовлетворения всех потребностей.

Кроме того, на этом фоне ФНС решила дособрать акциз с керосина, который используется для производства зимнего дизеля, что исчисляется миллиардами рублей.

Еще одной предложенной мерой ведомства является скорейшее принятие механизма, который предоставит субсидию на транспортировку топлива для регионов Дальнего Востока. «По мнению антимонопольного ведомства, меры развития биржевой торговли и оптимизации логистики поставок нефтепродуктов восполнит недостающие мощности и даст возможность стабилизировать ценообразование на зимний вид дизтоплива», — добавили в ведомстве.

На самом деле механизм субсидирования поставок топлива на Дальний Восток, где собственных мощностей хватает только для удовлетворения 2/3 объема спроса, рассматривается уже в течение нескольких лет. Он предусматривает предоставление РЖД субсидии в размере 4 тыс. рублей за 1 тонну топлива при транспортировках в регионы Дальневосточного федерального округа. Соответственно, на такую же сумму должны уменьшиться оптовые цены на топливо в регионе.

Правда, еще осенью прошлого года сообщалось, что документ внесен на рассмотрение в Правительство, однако он до сих пор так и не принят. Наоборот, ФАС и Министерство энергетики каждый раз говорят об этой мере как о чем-то новом, что только начинают разрабатывать.

Предложения Российского топливного союза

В свою очередь, недавно с предложениями по стабилизации топливного рынка выступил и Российский топливный союз (РТС). Среди озвученных мер, помимо корректировки демпфирующего механизма, значится также запрет на экспорт зимнего дизельного топлива. Правда, представители Союза сами говорят, что последнее особого эффекта на рынок не окажет, поскольку объемы экпорта этого вида нефтепродуктов и так не значительны.

В комментариях ТАСС президент РТС Евгений Аркуша отметил, что многие новые инициативы ФАС соответствуют ранее озвученным предложениям Союза. «Но зимнего дизеля от этого не прибавится, а в его недостаточном предложении и заключается основная проблема», — подчернул он.

«При существующем алгоритме расчета процентного превышения цен на дизель относительно базовой цены увеличения больше 10% практически невозможно. Поэтому мы предлагали 5%», — добавил Евгений Аркуша.

При этом он еще раз подчеркнул, что разница в цене на бирже между летним и зимним дизелем уже достигла 10 тыс. рублей за тонну, а ежегодная индексация индикативных цен на бензин и дизельное топливо в демпфирующем механизме автоматически толкает оптовые цены вверх независимо от инфляции и от цен внешнего рынка.