Главные новости за октябрь: расширение системы «Платон», повышение тарифов за платные дороги, очередное реформирование ОСАГО
8 ноября 2021 г.15:37
platon.ru
И если последнее — это почти свершившийся факт (в том смысле, что соответствующее указание Центробанка уже есть и готовится вступить в силу), то расширение системы «Платон» на региональные дороги (а именно об этом идет речь) и повышение тарифов на платных трассах пока остаются только предложением, а в случае с «Платоном» — выраженным даже не на бумаге, а устно.
Из основных событий октября отметим также подписание Россией и Китаем соглашения о перевозке опасных грузов, анонс открытия моста на границе с Китаем и очередное обращение к вопросу транспортного налога.
Тарифы ОСАГО вырастут для молодых, неопытных и аварийных водителей
По крайней мере, это следует из того проекта, который в 20-х числах октября опубликовал на своей странице Центробанк.
Так, во-первых, сразу на 17,6% увеличивается КВС (коэффициент стажа и возраста) для водителей в возрасте 16-21 лет с нулевым стажем.
Во-вторых, сразу на 60% повышается максимальное значение КБМ — коэффициента бонус-малус, который как раз таки применяется в зависимости от аварийной истории водителя.
В-третьих, в принципе в очередной раз расширяются границы тарифного коридора, что позволит страховщикам, с одной стороны, уменьшать ставку для аккуратных водителей, а с другой — увеличивать ее для тех водителей, из-за которых страховая компания рискует «раскошелиться».
И если в случае с легковыми автомобилями физических лиц и ИП тарифный коридор расширится в обе стороны только на 10%, то в случае с грузовиками, а также «легковушками» юридических лиц и такси — сразу на 30%.
Кроме того, на сотые доли процента изменится территориальный коэффициент. Что примечательно, в этот раз крупные города в большинстве регионов ждет снижение, а небольшие населенные пункты и сельскую местность, наоборот, повышение.
То есть: в небольших населенных пунктах и в сельской местности водители при прочих равных начнут платить за ОСАГО чуть больше.
Вместе с тем подчеркнем: на данный момент все эти тарифные изменения в ОСАГО еще окончательно не приняты. Как раз до сегодняшнего дня Центробанк должен был принимать предложения к проекту документа.
В готовом виде указание планируют опубликовать на днях, после чего оно и вступит в силу.
«Платон» опять предлагают распространить на региональные дороги
В этот раз вопрос подняли в ходе заседания Государственного Совета, посвященного развитию транспортной отрасли, а вообще его пристально рассматривают как минимум с 2019-го года.
В прошлом году Татарстан даже подготовил соответствующий законопроект, который позволит субъектам РФ вводить для грузовиков плату за проезд по региональным дорогам, но пока дальше просто предложения он не пошел.
Сейчас же за то, чтобы распространить «Платон» на региональные дороги, высказался глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Правда, как он подчеркнул, при условии, что регионы возьмут на себя обязательства по приведению этих дорог в нормативное состояние.
По мнению руководителя Союза, систему необходимо расширить для того, чтобы спасти местные трассы, поскольку из-за того, что они остаются бесплатными для грузовиков, перевозчики, чтобы сэкономить, съезжают на них с федеральных дорог.
Правда, сами перевозчики говорят, что никакой экономии в этом нет: плохое состояние региональных дорог повышает износ техники, плюс, объезд федеральных трасс увеличивает расход топлива.
Кроме того, как правило, именно федеральные трассы идут в обход крупных городов, в то время как региональные дороги проходят через населенные пункты, где грузовикам, опять-таки, приходится кружить, поскольку по центральным улицам их проезд чаще всего запрещен.
А потому утверждение, что большинство ради экономии съезжают с региональных дорог на федеральные, — это миф, уверяют перевозчики.
Пока, подчеркнем, вопрос продолжает просто обсуждаться и региональные дороги остаются бесплатными для грузовиков. И, скорее всего, останутся таковыми в ближайшее время.
Министерство транспорта предложило повысить тарифы для платных дорог
В свою очередь, бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил оставить «эту глупость» на бумаге. В смысле, отказаться от увеличения тарифов.
Вообще, Министерство транспорта свое предложение объяснило необходимостью развития дорожной сети: действующие тарифы, которые, как подчеркнули в ведомстве, существенно не дотягивают до европейского уровня, не позволяют инвесторам и концессионерам в более краткие сроки окупать свои затраты, а потому те сторонятся участия в подобных проектах.
В подготовленном проекте документа максимальные тарифы для автопоездов увеличиваются более чем в 2,5 раза — с 9,5 до 25 рублей за километр. То же самое и в отношении легковых автомобилей — с 3 до 8 рублей.
Правда, для дорог, переведенных в платный режим после реконструкции, плату за 1 км пути предлагают увеличить не так значительно: с 9,5 до 16,25 рубля — для тяжелых грузовиков, с 3 до 5 рублей — для легковушек.
Будет ли принят этот документ, пока сомнительно. По крайней мере, опять процитируем по этому поводу Бориса Титова: «А медианную зарплату до среднеевропейского уровня уже довели? Или класс предпринимателей в России уже настолько обширный и мощный, что должен тащить на себе государственную задачу инфраструктурного развития?»
Россия и Китай подписали соглашение о перевозке опасных грузов
Однако, внимание (!), на данный момент оно еще не действует, а потому автомобильные перевозки опасных грузов между странами все еще не возможны.
Когда соглашение вступит в силу, пока не уточняется. Вместе с тем известно, что работать оно будет на принципах ДОПОГ.
Трансграничный мост через Амур между Благовещенском и китайским Хэйхэ могут открыть в ноябре
Об этом заявили в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Правда, без уточнения конкретной даты.
Что примечательно, мост был достроен еще два года назад и все это время не принимал транспортные средства, как объясняли региональные власти, из-за коронавирусных ограничений.
Однако как только возле моста сдали временный пункт пропуска через границу, без которого трансграничный переход, естественно, не смог бы функционировать, тут же заговорили о скором открытии искусственного сооружения.
Первое время, кстати, мост будет действовать только для грузовых автомобилей (и это предполагалось с самого начала), передвижение которых через российско-китайскую границу коронавирус если и ограничил, то никак не остановил.
В Государственной Думе опять заговорили об отмене транспортного налога
Правда, там об этом любят говорить. И любят готовить один за одним соответствующие законопроекты. Но потом эти законопроекты в той же Государственной Думе и отклоняются еще на подходе к первому чтению.
В этот раз за отмену транспортного налога высказался член партии ЛДПР Ярослав Нилов. Как и его предшественники, он предложил переложить налог в стоимость топлива.
Правда, если раньше взамен транспортного налога предлагали увеличить акциз на топливо, то Ярослав Нилов выступил за то, чтобы ввести отдельный специальный сбор.
Посмотрим, будет ли услышана его инициатива…
Еще раз к платным дорогам: новые правила пользования ими
Новые правила вступят в силу с 1-го марта 2022-го года. В целом, из нового в них то, что они учитывают новый способ оплаты проезда — без пунктов взимания платы и шлагбаумов, которые могут преградить дальнейшую дорогу «зайцу».
Такой способ оплаты (free flow) сейчас действует на ЦКАД: там просто стоят «рамки», которые фиксируют номера проезжающих транспортных средств или списывают плату за проезд, если в машинах установлен транспондер.
Новые правила составлены именно с поправкой на free flow. В частности, они уточняют, что плату за пользование платной дорогой можно внести после факта проезда.
Напомним: по закону, на это дается пять суток.
Кроме того, в правилах оговаривается, что каждому пользователю присваивается уникальный идентификационный номер — либо по номеру транспондера, либо по государственному регистрационному знаку транспортного средства.
По этому номеру пользователя и будут отслеживать в системе. И главное — его долг перед оператором.
Кстати, в случае с задолженностью, как подчеркивается в новых правилах, средства, которые будут внесены на счет пользователя, первым делом пойдут на погашение долга, а только потом — на оплату следующего проезда.
Министерство транспорта продолжает готовиться к переходу на электронные транспортные накладные
Еще одним шагом к такому переходу стал проект документа, который регулирует процесс информационного обмена между операторами электронного документооборота и государственной информационной системой.
Ожидается, что документ вступит в силу с 1-го марта следующего года.
Напомним: оформление электронных транспортных накладных и других перевозочных документов будет осуществляться через информационные системы отдельных операторов.
Эти операторы должны будут пройти через специальную систему допуска — только после этого они смогут предлагать свои услуги. Подтверждением оказания таких услуг станет заключенное с ними соглашение.
При этом у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика могут быть разные системы, однако в любом случае оформление электронных перевозочных документов будет возможно только через них (прошедших допуск операторов).
В свою очередь, операторы уже должны будут осуществлять информационное взаимодействие между собой, а также передавать основные сведения из перевозочных документов в государственную информационную систему.
Подготовленный проект документов регулирует именно этот информационный обмен.
Вместе с тем остается еще немало аспектов, которые должны быть урегулированы в нормативных правовых актах, хотя последние все еще не подготовлены, в то время как на их принятие остаются считанные месяцы.
Переход на электронные транспортные накладные должен начаться аккурат с нового года.
В продолжение темы: сервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» заработает в 2022 году
Сервис должны запустить на портале госуслуг. Сообщается, что через него можно будет оформлять электронные транспортные накладные, электронные путевые листы, электронные специальные разрешения и пр. перевозочные документы.
Правда, как это будет согласовываться с обязанностью работать через специальных операторов, пока не очень понятно.
Кстати, тут как раз не будет лишним вспомнить, что аккурат со 2-го октября начал действовать Личный кабинет перевозчика для оформления в электронном виде специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Однако сразу такая новая функция не упростила процесс перевозки, а наоборот, из-за неготовности системы его чуть ли не остановила.
Поэтому стоит готовиться к тому, что переход на электронный документооборот точно простым не будет.
В России не поддерживают продление нулевой пошлины на электромобили
Напомним: нулевую пошлину на ввоз электромобилей в ЕАЭС ввели в 2020-м году. Она должна действовать до конца этого года, однако Беларусь предлагает ее продлить до конца 2023-го года.
Вот только в России, где намереваются запустить собственное массовое производство электрических автомобилей, это предложение не поддерживают, поскольку нулевая ввозная пошлина может процесс запуска этого производства существенно затормозить.
Правда, одновременно в России утверждают масштабные планы о расширении доли электротранспорта. И не совсем понятно, как эти планы будут реализовываться в ближайшие годы, когда уже будет действовать 15-процентная ввозная пошлина, но еще не будет запущено серийное производство различных видов электромобилей.
Тем более в условиях, когда электрический транспорт и так на данный момент достаточно дорогой, а инфраструктуры для его беспроблемного использования явно недостаточно.
Новый порядок получения водительских справок могут перенести на 1 марта 2022 года
По крайней мере, это следует из проекта приказа, подготовленного Министерством здравоохранения.
Прежде, напомним, планировалось, что новый порядок начнет действовать с 1-го января следующего года. При этом, однако, он будет применяться в упрощенном виде.
Если ранее предполагалось, что все, кто получают медицинскую справку для подтверждения допуска к вождению, должны будут обязательно сдавать анализы для выявления употребления наркотиков или злоупотребления алкоголем, то теперь такие анализы будут брать выборочно.
На дополнительные тесты будут направлять только в том случае, если врач заметит признаки наркомании или хронического алкоголизма, а также тех водителей, которые до этого были лишены водительских прав.