Центробанк готовит очередное изменение тарифов ОСАГО

21 октября 2021 г.16:46

Центробанк готовит очередное изменение тарифов ОСАГО

pixabay.com

Центробанк готовит очередное изменение тарифов ОСАГО, в результате которого, как можно предположить, стоимость полиса значительно вырастет для тех, кто является виновником ДТП, а также для молодых и неопытных водителей. Проект соответствующего указания уже опубликован на сайте Банка России. До 8-го ноября он еще может корректироваться, однако потом уже будет принят официально.

В целом, можно выделить пять основных планируемых изменений.

Во-первых

Расширится тарифный коридор: для грузовиков, легковых автомобилей юридических лиц и такси — на 30% в обе стороны, для легковых автомобилей физических лиц и ИП — только на 10%.

Так, в частности, для грузовиков максимальной массой до 16 тонн тарифные рамки раздвинутся с 2 246 – 6 064 рублей до 1 572 – 7 884 рублей, для грузовиков тяжелее 16 тонн — от 3 382 – 9 131 рублей до 2 367 – 11 871 рублей.

Отметим: за последние почти три года это будет уже третье расширение тарифного коридора ОСАГО. В январе 2019-го года изменение составило 20%, в сентябре 2020-го года — 20% (для грузовиков) и 10% (для легковых автомобилей).

Поскольку в августе прошлого года при определении стоимости полиса разрешили учитывать различные факторы, в том числе количество нарушений ДТП, возраст, марку и модель автомобиля и даже пол допущенных к управлению водителей и т.п., считается, что расширение тарифного коридора дает страховщикам больше возможностей выбрать именно тот тариф, который соответствует конкретному клиенту.

Во-вторых

Меняются значения коэффициента бонус-малус (КБМ), который отвечает за степень аварийности водителя. Правда, новые значения, если действительно вступят в силу, начнут действовать только с 1-го апреля следующего года, так как, по правилам, КБМ в течение года остается неизменным и пересматривается только с 1-го апреля каждого года.

Так, в подготовленном проекте указания Центробанка появляется классификация КБМ: общее количество значений коэффициента останется прежним (15), однако они получат свои порядковые номера или буквы. Если сейчас коэффициенты просто распределяются с 1-го по 15-й, то в новом документе выделяется максимальный класс (М), нулевой (0) — и далее до 13-го.

При этом одновременно с 4 до 5 увеличивается число повышающих (выше 1) коэффициентов и, соответственно, с 10 до 9 уменьшается количество понижающих (ниже 1) стоимость полиса коэффициентов.

Кроме того, максимальное значение КБМ возрастает сразу на 60% — с 2,45 до 3,92, хотя минимальное снижается уже не настолько значительно — на 8%, с 0,5 до 0,46.

Что еще важно: если сейчас водитель, сведения о котором отсутствуют в информационной системе ОСАГО, автоматически получает КБМ, равный 1, то с 1-го апреля следующего года его КБМ в таком случае будет равняться 1,17.

То есть: из всего этого действительно сам собой напрашивается вывод, что водители с большой историей аварийности будут больше платить за обязательную страховку.

Отметим: коэффициент бонус-малус рассчитывается в зависимости от количества страховых возмещений, выплаченных в течение года. Иными словами, в зависимости от количества ДТП, где водитель был признан виновным. Подсчет делается на каждое 1-е апреля. Если в течение года аварий не было, водитель на следующий год получает меньшее значение КБМ, если ДТП были — большее значение.

В-третьих

Еще сильнее дифференцируется коэффициент стажа и возраста водителей (КВС). Так, например, для молодых (16-21 год) и неопытных (без стажа) водителей КВС увеличивается сразу на 17,6%, а для водителей старше 59 лет с опытом более 14 лет снижается на 7,8%.

Одновременно значения коэффициента изменяются практически во всех возрастных и стажевых группах. При этом, что примечательно, в некоторых случаях для более опытных водителей КВС не уменьшается, а наоборот, повышается. Это, в частности, коснется водителей в возрасте 22-24 лет: для тех, у кого стаж больше 3 лет, КВС почему-то вырастет от 2,8% до 4,6%.

Напомним: в последний раз значения коэффициента стажа и возраста менялись в сентябре прошлого года. Тогда их, опять-таки, подняли для молодых и неопытных водителей и чуть-чуть уменьшили для опытных водителей старшего возраста.

В-четвертых

Уточняются коэффициенты территории преимущественного использования автомобиля. При этом в большей части регионов для крупных городов коэффициенты планируют снизить, а в небольших населенных пунктах, наоборот, поднять.

Вместе с тем в десяти субъектах РФ коэффициент увеличат на всей территории. Это: Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чечня, Забайкальский край, Магаданская область, ЕАО, НАО, Чукотка и Крым.

В свою очередь, в 20 регионах для всех населенных пунктов его снизят, в том числе в Московской и Ленинградской областях, в Башкортостане и Татарстане, в ХМАО, ЯНАО и др. Что касается городов федерального значения, то в Москве и Санкт-Петербурге коэффициент уменьшится, а в Севастополе вырастет.

Напомним: в сентябре прошлого года коэффициент территории тоже пересматривали в зависимости от того, к какой зоне, убыточной или доходной для страховщиков, относится регион. Для первой — увеличили, для второй — снизили.

В-пятых

Запланировано подорожание полиса «мультидрайв», где не ограничивается число водителей, которые могут находиться за рулем транспортного средства. Правда, увеличение стоимости страховки в таком случае ожидается только для физических лиц: коэффициент вырастет почти на 20% — с 1,94 до 2,32.

При этом для юридических лиц его значение останется неизменным — 1,97.

Напомним: осенью прошлого года этот коэффициент тоже поднимали. Однако тогда увеличение затронуло и физических, и юридических лиц, а для последних даже стало более значительным.

...

Добавим также, что с 2019-го года идет реформирование системы ОСАГО с тем, чтобы сделать тарифы более дифференцированными и учитывающими главным образом качества водителя, а не особенности автомобиля. С этой целью одно время даже хотели отказаться от коэффициентов мощности автомобиля и территории его использования, но потом их все-таки оставили.

Вместо этого в сентябре прошлого года из числа регулируемых коэффициентов убрали коэффициент, применяемый при наличии прицепа, а также тот, который отвечает, так сказать, за добропорядочность клиента. Это не значит, что эти факторы теперь не учитываются, — просто страховщик сам выбирает, какую базовую ставку из тарифного коридора в таких случаях выбрать.

В целом, по оценкам Российского союза автостраховщиков, с момента начала реформы (с 2019-го года) средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5%, несмотря на рост стоимости запчастей.