Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Сделают ли еще 500 тыс. км дорог платными для грузовиков?

2 декабря 2020 г.17:43

Сделают ли еще 500 тыс. дорог платными для грузовиков?

Общероссийский народный фронт

Итак, недавно Татарстан выступил с инициативой, которая, справедливости ради, прежде звучала и из других регионов. Однако если те просто предлагали, то в Татарстане подготовили законопроект: если его примут, то в перспективе для грузовиков станут платными еще 500 тыс. км дорог.

Вообще, конечно, довольно сложно обсуждать законопроект, текст которого недоступен. Единственное, что мы про него знаем, — это то, что сказал про него депутат Государственного совета Татарстана Александр Тыгин:

«Для повышения экономической эффективности использования автодорог подготовлен проект федерального закона. Он предусматривает закрепление за субъектами РФ права введения платы на возмещение вреда транспортными средствами свыше 12 тонн при движении по дорогам регионального значения».

То есть, иными словами, на региональные дороги тоже могут распространить то ли саму систему «Платон», то ли ее региональный аналог.

Однако если «Платон» действует где-то на 50 тыс. км (чуть больше) федеральных трасс, то общая протяженность региональных дорог превышает 500 тыс. км.

И хотя со слов Александра Тыгина следует, что не все эти 500 тыс. км обязательно станут платными для большегрузов, поскольку законопроект только дает субъектам право вводить систему, наивно предполагать, что большинство субъектов от этого права откажутся.

Наоборот, когда в прошлом году в очередной раз коснулись темы распространения «Платона» на региональные дороги, 60 регионов идею поддержали.

Перевозчики против

Торгово-промышленная палата Татарстана уже направила письмо председателю Государственного совета республики Фариду Мухаметшину с просьбой хотя бы отложить принятие законопроекта до других, некоронавирусных, времен.

В письме напоминают, что и так за последние три года топливо подорожало на 30%, стоимость грузовиков за пять лет выросла как минимум на 40%, а не так давно, с 1-го января прошлого года, с 18% до 20% подняли НДС.

Плюс, перевозчики платят транспортный налог и «Платон» на федеральных трассах.

Распространение системы взимания платы еще и на региональные дороги увеличит и без того немалую нагрузку на транспортные компании.

«Все вышеперечисленное приводит к убыточной работе отрасли и, как последствие, к закрытию предприятий. В подобной сложной обстановке введение очередных сборов несвоевременно, и данная законодательная инициатива отрицательно скажется как на автогрузоперевозчиках, так и на товаропроизводителях», — цитирует издание «БизнесOnline» текст письма.

Стоимость перевозки точно вырастет

То, что цена доставки груза, если региональные дороги станут платными для грузовиков, увеличится, — это факт.

Однако, справедливости ради, все же не так разительно, как можно было бы предположить, глядя на соотношение: 50 тыс. км федеральных трасс — 500 тыс. км региональных дорог.

То есть не в 10 раз.

На самом деле все будет зависеть от вида перевозки. Поскольку, например, при магистральных и международных основной маршрут и так приходится на уже платные федеральные трассы. Региональные дороги в таких случаях это, как правило, «последняя миля» доставки.

«Нельзя однозначно ответить на вопрос, насколько может увеличиться стоимость доставки груза, если «Платон» распространится и на региональные трассы, — говорит Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA. — Для разного вида перевозок протяженность использования региональной сети отличается».

«Основная часть маршрута при международных отправках проходит по федеральным дорогам, поэтому влияние системы взимания платы в этом случае будет незначительным, — уточняет он, — а вот для внутренней дистрибьюции товаров — более существенным».

В свою очередь, в федеральной логистической компании IML использование региональной сети оценивают в 20-30% от общей протяженности маршрутов. «При этом стоит учитывать, что, по разным исследованиям, рост тарифа «Платона» на 2 рубля за километр увеличивает стоимость логистики до 5%», — говорит генеральный директор компании Елена Шутюк.

Качество дорог как аргумент за и против

В Государственном совете Татарстана инициативу распространения то ли «Платона», то ли аналога «Платона» на региональные дороги объясняют банально просто: мол, они (то бишь региональные дороги), которые по своему среднероссийскому состоянию и так не дотягивают до необходимого качества, регулярно разбиваются грузовиками, объезжающими ради экономии федеральные трассы.

В свою очередь, перевозчики с таким обвинением не согласны. Они подчеркивают: в том, чтобы объезжать федеральные трассы, нет никакого смысла — на региональные дороги съезжают, если того требует маршрут.

«С учетом плохого состояния дорог (повышенный износ техники) и увеличенной протяженности маршрутов (доставка на несколько часов дольше, повышение расхода топлива) т.н. «экономия» на объезде федеральных трасс выглядит убыточной», — объясняет Елена Шутюк.

«К тому же, это очень неудобно, — уточняет она. — Федеральные трассы, как правило, идут в обход населенных пунктов, региональные дороги — наоборот. А тут либо грузовому транспорту нужен пропуск на въезд, либо ему нужно кружить по городу, потому что проезд по центральным улицам чаще всего запрещен».

Что касается качества региональных дорог, то перевозчики напоминают: сейчас в стране повсеместно развивается система автоматического весогабаритного контроля, которая как раз таки и должна следить за тем, чтобы грузовики не превышали допустимый вес.

Потому что разбивают дороги не грузовики вообще (дороги, в принципе, должны строиться с учетом движения грузовых автомобилей), а те транспортные средства, которые нагружают сверх нормы.

Действительно, к концу 2024-го года на региональных дорогах должны заработать не менее 366 автоматических постов. Около 200 «рамок» построили за последние два года.

В Татарстане, например, на данный момент запустили восемь комплексов, запланировано введение еще как минимум четырех.

Другое дело, что регионам нужны деньги и на ремонт дорог, и на установку пунктов весогабаритного контроля, и на проведение других работ, а национальный проект, который все это предусматривает, реализуется по большей части именно на региональные средства.

Если из федеральной казны, по первоначальным расчетам, за шесть лет на проект должны направить 440,9 млрд. рублей, то из региональных бюджетов — 4 трлн. 139,1 млрд. рублей.

В среднем, получается, федеральный бюджет потратит на каждый регион около 5,3 млрд. рублей, а каждый регион сам на себя (их в проекте участвуют 83) — почти 50 млрд. рублей.

Спрашивается: где еще регионам, как если не с перевозчиков, удобнее всего взять эти деньги?.. Мол, если желаете ездить по хорошим дорогам — платите.

Хотя здесь точно так же верно и другое: за что платить, если дорог как таковых нет?..

Ремонт дорог за счет системы

На данный момент доля региональных трасс в нормативном состоянии в среднем по стране не дотягивает даже до 50%. Эту планку она должна перешагнуть только в 2024-м году.

На общероссийском фоне выделяются разве что регионы Северо-Кавказского федерального округа, Белгородская, Московская области, Краснодарский край, Пензенская и Тюменская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, где доля нормативных дорог выше 50%.

Кстати, в Татарстане, который стал инициатором законопроекта, этот показатель, по состоянию на 2018-й год, составляет 46,4%.

В свое время, когда систему «Платон» вводили на федеральных трассах, их нормативная доля чуть превышала 60%. И хотя сейчас она достигает 83%, вряд ли можно сказать, что 23% набрали именно благодаря взиманию платы с грузовиков.

Так, согласно отчету оператора системы, за пять лет было отремонтировано всего 700 км федеральных трасс, или 1,3% от общей протяженности.

Собранные средства, правда, еще пошли на ремонт 2 тыс. км дорог в городах и регионах (даже от общей протяженности региональных дорог, не учитывая местные, это — 0,4%) и на реконструкцию 31 моста.

Правда, стоит учитывать, что система не финансирует, а софинансирует реконструкцию искусственных сооружений.

Например, на мост в Дубне Московской области стоимостью 8,7 млрд. рублей за счет «Платона» поступило только 0,5 млрд. рублей.

При этом всего за пять лет было собрано 130 млрд. рублей, однако как минимум 53 млрд. рублей из них стоит вычесть: 10,6 млрд. рублей в год федеральный бюджет должен выплачивать оператору системы по концессионному соглашению.

Отдаленная перспектива?

Честно говоря, сложно представить, что подготовленный Татарстаном законопроект действительно одобрят в самое ближайшее время.

Хотя бы потому, что все хорошо помнят, какими протестами сопровождалось внедрение «Платона», и вряд ли захотят накалять ситуацию, и без того подогретую коронакризисом.

Однако в будущем ввести плату для большегрузов по региональным дорогам вполне могут.

Во-первых, такая возможность изначально предполагалось. А во-вторых, вопрос масштабирования «Платона» регулярно поднимается как минимум раз в год.

Например, в 2018-м году Центр стратегических разработок подготовил доклад, где рекомендовал не только ввести «Платон» на региональных дорогах, но и «подтянуть» под систему грузовики массой от 5 до 12 тонн