Готовимся к переходу на электронные накладные: подготовлен проект электронного обмена данными о перевозке
5 октября 2021 г.16:27
Пресс-служба Министерства транспорта РФ
Министерство транспорта подготовило проект того, как будет осуществляться информационное взаимодействие между всеми участниками автомобильной грузоперевозки и государственными органами с переходом на электронные накладные. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Авторы рассчитывают, что он вступит в силу с 1-го марта 2022-го года. То есть, как можно предположить, именно с 1-го марта 2022-го года начнется полноценный переход на электронный документооборот в автомобильных грузоперевозках.
Вообще, конечно, переход на электронные накладные и другие транспортные документы должен начаться с 1-го января следующего года, когда в соответствии с правками в ПДД электронные документы или их копии можно будет предъявлять при проверке сотрудникам ГИБДД и Ространснадзора. Однако переход на полноценную систему планируют все-таки осуществить чуть позже.
Напомним: система электронного документооборота предусматривает существование нескольких информационных систем, одна из которых — государственная система, аккумулирующая в себе сведения обо всех перевозках, а остальные — локальные информационные системы, принадлежащие отдельным операторам.
Именно эти операторы станут связующим звеном между участниками грузоперевозки (грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком) и органами государственной власти. Через свои системы они предоставят участникам грузоперевозки возможность оформить документы в электронном виде, а затем в обязательном порядке должны будут отправить полученные сведения в государственную систему.
Порядок такого обмена и расписан в подготовленном проекте документа.
Так, в частности, из него следует, что электронная транспортная накладная будет состоять из восьми отдельных файлов, из которых четыре — обязательные и четыре — опциональные. К обязательным относятся файлы грузоотправителя, перевозчика, принявшего груз к перевозке, грузополучателя и перевозчика, выдавшего груз грузополучателю, к опциональным — файл обмена информацией о переадресовке, о замене водителя и/или транспортного средства, об изменении финансового состояния в результате перевозки и такой же файл, но по версии грузоотправителя.
Таким образом, как видно, система электронных перевозочных документов будет учитывать и такие ситуации, когда в ходе перевозки меняется адрес доставки груза, требуется замена водителя или автомобиля или возникают споры насчет конечной стоимости транспортных услуг.
При этом указанные файлы должны оформляться в строгой очередности и в такой же строгой очередности передаваться в государственную информационную систему. Первым, естественно, будет файл обмена информацией грузоотправителя, именно ему будет присвоен уникальный идентификатор документа (УИД), который затем распространится и на другие файлы электронной транспортной накладной.
За этим файлом должен следовать файл, оформленный перевозчиком, принявшим груз к перевозке. Завершает же цепочку обязательных файлов информация перевозчика, выдавшего груз грузополучателю, которой предшествует файл грузополучателя.
В свою очередь, сведения о переадресовке или замене водителя или автомобиля вносятся между файлами перевозчика, принявшего груз, и грузополучателя, а информация об изменении финансового состояния — после файла перевозчика, выдавшего груз грузополучателю.
Каждый файл подписывается тем, кто его составил (грузоотправителем, перевозчиком или грузополучателем). Что важно: файл подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Помимо самого порядка информационного обмена, из представленного проекта документа также можно вывести еще несколько важных положений. Так, например, из него следует, что у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика могут быть разные операторы электронного документооборота, которые уже между собой организуют обмен сведениями. При этом всегда можно сменить своего оператора, единственное, когда это нельзя сделать, — непосредственно в ходе перевозки, до ее завершения.
Конфликтные ситуации по вопросам оформления электронных документов будут решаться комиссией Министерства транспорта РФ с привлечением специалистов из профильных организаций.
Напомним также, что с 1-го января следующего года должны вступить в силу общие требования к операторам информационных систем электронного документооборота в автомобильных грузоперевозках. Среди них — наличие чистых активов стоимостью не менее 300 млн. рублей, наличие в собственности аппаратных средств электронной подписи и самой телекоммуникационной инфраструктуры.
При этом, правда, необходимо еще утвердить требования к информационным системам, к допуску операторов электронного документооборота на рынках, к формату электронной транспортной накладной и др. перевозочным документам. По-хорошему, сделать это должны до конца текущего года.