Обзор недели. Так не должно быть: мосты продолжают падать — после проезда грузовиков

9 декабря 2019 г.12:28

Обзор недели: мосты продолжают падать

Обрушившийся 2-го декабря мост под Оренбургом/Фото: orenburg.media

И хотя на прошедшей неделе произошло действительно значимое для сферы грузоперевозок событие: Министерство транспорта все-таки дало физическим лицам отсрочку на установку тахографов. Более важным мы все-таки посчитали обрушение, один за одним, двух мостов. Потому что это действительно уже проблема.

Итак, 2-го декабря обрушился виадук под Оренбургом, через сутки — мост в Иркутской области на дороге между Усть-Кутом и Киренском. И в первом, и во втором случае падение произошло в момент проезда грузового автомобиля. Перегруженного грузового автомобиля.

По мосту в Иркутской области, где действовало ограничение по массе в 20 тонн, проехал лесовоз, превышавший это ограничение в 3 раза, — весом 60 тонн.

По виадуку под Оренбургом, где аккурат на момент ЧП шел ремонт и, как настаивают в региональном Правительстве, стояло ограничение по массе в 30 тонн, проследовал грузовик весом 65 тонн.

Правда, в отношении последнего происшествия версии уже несколько раз менялись. Сразу в прокуратуре города возбудили дело о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ.

Потом в Правительстве предположили, что причиной всему стал проезд не одного грузовика, а колонны грузовых автомобилей. Сейчас уже оказывается, что никакой колонны на самом деле не было, а в прокуратуре Оренбурга проверяют, стояли ли действительно перед виадуком ограничивающие массу знаки

В конце прошлого года, напомним, тоже было несколько серьезных происшествий с мостами. В Амурской области (в городе Свободный), в Мордовии (дорога «Дубенко-Ардатово»), в Приморском крае (дорога «Осиновка – Рудная Пристань»), в Воронежской области (возле села Братки) сооружения упали после проезда грузовых автомобилей, в ХМАО (в районе населенного пункта Каркатеевы) и в Дагестане (в Буйнакске) — во время строительных работ.

Всего за прошлый год на дорогах страны таким вот образом не стало более 100 мостов и путепроводов

И с одной стороны, перегруженный грузовой автомобиль не должен въезжать на мост, на такую нагрузку не рассчитанный. Не должен водитель грузовика подвергать опасности себя и других участников дорожного движения, транспортное сообщение в районе и бюджет региона. Он должен соблюдать правила и, в принципе, не выезжать на дорогу перегруженным без соответствующего разрешения и не по специальному маршруту.

Однако это ведь не значит, что мосты не нужно ремонтировать. Что достаточно поставить перед ними знаки и наивно полагать, будто они кого-то в нашей стране испугают и заставят делать крюк в несколько десятков километров. Ага…

Вот, например, виадук под Оренбургом, который находится на оживленной трассе — обходе города, по информации, обнаруженной порталом «Урал56.Ру», еще в 2013-м году прошел обследование. Где выяснилось, что у сооружения имеется даже не один серьезный дефект (разрушение бетона защитного слоя с коррозией арматуры, вертикальная трещина на всю высоту насадки под средней балкой и т.п.).

Мост в Иркутской области, по словам главы Киренского района, тоже ждал своего ремонта, который почему-то назначили только на 2023-й год (сейчас, конечно, сроки ввиду разрушения хочешь не хочешь придется приблизить), хотя в этом районе, как оказывается, находятся несколько крупных промышленных предприятий и грузовики там снуют регулярно.

Спрашивается: почему из множества отживших свое мостов (по всей стране в аварийном и предаварийном состоянии — почти 3 тыс. сооружений) скоропостижно не отремонтировать хотя бы те, в которые упирается грузовой трафик?..

Что самое примечательное, когда в прошлом году верстали план национального «дорожного» проекта, о проблеме как будто бы и не знали и не догадывались. И вот только сейчас (сколько еще должно было произойти аварий?!) его решили подкорректировать, включив в него отдельную программу «Мосты и путепроводы».

На нее для аварийных мостов выделят 370 млрд. рублей. На эти средства к концу 2024-го года отремонтируют, нет, не все мосты, а ровно столько, чтобы общая протяженность аварийных непригодных конструкций уменьшилась на 60%.

А теперь про тахографы: физических лиц за их отсутствие пока штрафовать не будут

Министерство транспорта все-таки решило дать им отсрочку на установку тахографов: не с 1-го ноября, а в зависимости от категории транспортного средства и его экологического класса.

Самыми первыми — до 1-го марта следующего года — тахографы должны будут установить владельцы грузовиков массой более 12 тонн и неопределенным экологическим классом.

Следующими — до 1-го июня следующего года — под установку подпадают автомобили той же массы (свыше 12 тонн), но уже с известным экологическим классом — Евро-3 или ниже.

После, до 1-го сентября 2020-го года, тахографы должны стоять и в грузовиках от 12 тонн экологического класса Евро-4 и выше.

Затем очередь дойдет до владельцев автомобилей разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Аккурат к концу следующего года, к 1-му декабря, — в автомобилях с неопределенным экологическим классом.

До 1-го марта 2021-го года — в автомобилях Евро-3 и ниже.

До 1-го июня 2021-го года — для Евро-4 и выше.

Все, после 1-го июня 2021-го года, в идеале, все грузовики массой от 3,5 тонн должны быть оборудованы тахографами.

…Хотя, конечно, так тоже не должно быть.

Не должно быть так, что закон принимается и вступает в силу, а нормативные акты к нему — нет. Что еще месяц физических лиц якобы могут уже штрафовать за отсутствие тахографа, а через месяц выясняется, что нет, дается отсрочка.

Интересен еще и принцип, по которому эту отсрочку предоставили. Первыми и в категории N2, и в категории N3 под обязанность подпали автомобили с неопределенным экологическим классом (с какого бока вообще экологический класс к установке тахографов?).

Хотя чем выше экологический класс грузовика (а значит, чем он моложе), тем больше вероятность, что в нем уже стоит нужный тахограф и все, что остается владельцам, это его активировать и обзавестись картами.

То есть: больше шансов, что к дате X большее количество таких транспортных средств будет оснащено устройствами.

В то время как для старых автомобилей (именно тех, чей экологический класс не определен или ниже Евро-3) тахографы придется покупать. А значит, их владельцам, у которых, по сути, нет средств на покупку нового автомобиля, придется откуда-то найти (и раньше всех) деньги на устройство СКЗИ.

Как-то не очень логично. В Министерстве транспорта это «нелогично» объясняют заботой о безопасности дорожного движения.

В ГИБДД, в свою очередь, озвучили основное из реформы обучения водителей

Реформа затронет как практическую, так и теоретическую части экзамена. Основные ее положения думают провести с 1-го октября следующего года.

Так, в теоретической части увеличат количество вопросов, разделив их по категориям и добавив к ним те, которые касаются экстремальных ситуаций на дорогах и оказания медицинской помощи.

В практической — объединят «площадку» и «город» и откажутся от готовых маршрутов.

Объединение «площадки» и «города» означает, что практический экзамен будут сдавать (и пересдавать) одним махом, без разделения на этапы, а элементы «площадки» выполнять в реальных, пусть и с малоинтенсивным трафиком, условиях.

Что касается маршрутов, то будет составлен список улиц, на которых разрешается проводить экзамен, а уж какие из этих улиц и в каком порядке включать в маршрут, будет решать сам экзаменатор.

Считается, что таким образом удастся поднять уровень подготовки водителей. И мы, скорее, согласимся здесь с ГИБДД.

Потому что научиться выполнять ту же диагональную парковку на автодроме (со всеми этим метками, вешками и прочими подсказками) не значит на самом деле научиться парковать таким образом автомобиль. На реальной дороге вешки ставить не будешь. Там вместо вешек — габариты автомобиля, чей владелец явно будет не доволен, если их затронут.

В реальной жизни и по вызубренным маршрутам придется разве что ездить на работу и домой (да и то понадобится не одна самостоятельная поездка, чтобы их выучить).

И знание, что такое проезжая часть, может, и необходимо (для общей эрудиции), но в ситуации, когда на загородной трассе требуется безопасно обогнать грузовик, оно вряд ли пригодится

Напомним, что в планах ГИБДД также значится повышение возрастного ценза для водителей грузовых автомобилей: в ведомстве хотят внести изменения в закон «О безопасности дорожного движения» с тем, чтобы получить категорию С можно было бы не с 18 лет, как сейчас, а с 21 года.