Еще 10 тыс. дорожных камер, 40 тыс. новых машин для ГИБДД, почти 5 трлн. рублей финансирования: опубликован паспорт национального дорожного проекта

22 февраля 2019 г.09:47

Установка 10 тыс. новых дорожных камер, закупка для ГИБДД 9 тыс. приборов для проверки опьянения водителей, обмен данными между ГИБДД и Министерством здравоохранения, а также масштабный ремонт региональных дорог и внедрение интеллектуальных транспортных систем в городах. Все эти меры заложены в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на выполнение которого в течение пяти лет Правительство планирует потратить более 4,7 трлн. рублей. Большую часть средств должны обеспечить региональные бюджеты.

Опубликованный паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — это масштабный пятилетний план действий федеральных органов власти, направленный на улучшение ситуации в области дорожного движения.

Среди основных его целей значится увеличение доли дорог соответствующих нормативным требованиям. Так, по региональным дорогам показатели к 2024-му году должны вырасти с 43% до 50,9%, по дорогам в агломерациях — с 42% до 85%.

Проект предусматривает и значительное уменьшение числа погибших в ДТП — с 13 до 4 человек на 100 тыс. населения.

Общий объем финансирования на достижение этих целей составляет 4,7 трлн. рублей, средства поделены между четырьмя федеральными проектами. Их исполнение, как следует из материалов Правительства, началось еще в декабре 2018-го года.

Так, на «Безопасность дорожного движения» выделено 55 млрд. рублей. Содержательно этот документ повторяет ранее утвержденную стратегию безопасности дорожного движения. До 2020-го года должна быть усилена ответственность за различные нарушения ПДД (за какие конкретно, пока не уточняется), а до 2021-го года — «приняты нормативные акты», нацеленные на повышение уровня подготовки водителей. Усиление санкций для водителей, отметим, в последнее время регулярно обсуждается в Правительстве и Государственной Думе, а реформу подготовки начинающих водителей ГИБДД ведет с 2013-го года (правда, пока предложения ведомства не поддерживаются ни Министерством экономического развития, ни Министерством транспорта).

В рамках проекта предполагается также выделение средств на закупку для подразделений ГИБДД 40 тыс. новых патрульных автомобилей и 12,5 тыс. приборов для контроля состояния дорог. Кроме того, будет создана система обжалования штрафов через портал госуслуг и реализован обмен данными между МВД и Министерством здравоохранения о водителях, имеющих медицинские противопоказания к вождению. При этом подразделения ГИБДД получат дополнительно 9,3 тыс. «экспресс-тестов» для определения состояния опьянения, а районные медицинские центры — специальные хроматографы для выявления в организме водителей наркотиков и психотропных веществ.

Самый капиталоемкий — 4,4 трлн. рублей — это федеральный проект «Дорожная сеть», посвященный непосредственно дорожному ремонту в регионах, городах и агломерациях. Финансирование проекта будет увеличиваться ежегодно с 589 млрд. рублей в 2019-м году до 934 млрд. рублей в 2024-м году. При этом для каждого региона поставлены разные цели: Белгородская область, например, должна довести уровень дорог, находящихся в нормативном состоянии, с 67,1% до 68,7%, Владимирская — с 47,7% до 51,5%, Костромская — с 20,2%% до 50%, а Архангельская — с 14,6% до 29%.

Следующий по затратности федеральный проект — это «Общесистемные меры развития»: на него выделяется 279 млрд. рублей. Средства потратят на создание 387 пунктов весогабаритного контроля грузовиков на федеральных трассах и 366 пунктов — на региональных. Будут также разработаны технологии и законы для безопасного движения по дорогам общего пользования беспилотных автомобилей, внедрены новые интеллектуальные транспортные системы в городах с населением более 300 тыс. человек, а также организована система freeflow на платных дорогах (оплата проезда без остановки перед шлагбаумом).

Общее количество стационарных камер фиксации нарушений вырастет с 9 тыс. до 19 тыс., но в то же время будет разработана методика «перераспределения» приборов по трассам.

«Общесистемными мерами» в Правительстве считают и перечисление в региональные бюджеты 100% средств от сборов акцизов на топливо: необходимый закон должен будет разработать Министерство финансов, доля перечислений будет наращиваться постепенно с 58% в 2019-м году. При этом регионы будут обязаны тратить полученные дополнительные средства исключительно на национальный дорожный проект. Они, в свою очередь, как следует из паспорта проекта, обеспечат порядка 87% его финансирования.