С 1 ноября! Рассказываем, за что же сейчас будут штрафовать
1 ноября 2019 г.14:48
Пресс-служба ГИБДД России по городскому округу Подольск
Итак, с сегодняшнего дня вступили в силу два закона — изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и поправки в ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения». Вряд ли, конечно, нужно уже напоминать, чего именно они касаются, но все-таки уточним. Первый вводит новые штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режима труда и отдыха. Второй обязует физических собственников грузовиков этот самый тахограф устанавливать и этот самый режим соблюдать.
Ужесточения для физических лиц
Если до 1-го ноября 2019-го года требования устанавливать тахограф действовали только в отношении транспорта, который используют юридические лица и ИП, то теперь ч. 3 ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения говорит буквально следующее.
Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, обязаны:
- обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами;
- соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
Что это значит? А то, что даже если вы, имея свой собственный «КамАЗ», перевозите на нем исключительно свои собственные вещи и товары только для своего пользования, вы все равно должны ездить с работающим тахографом и отдыхать строго по графику.
В чем новизна штрафов?
Если до 1-го ноября за отсутствие тахографа, его несоответствие требованиям, неправильную эксплуатацию и пр. наказывали лишь водителя и должностное лицо, а за несоблюдение режима труда и отдыха — только водителя, то сейчас штрафы ждут всех «действующих лиц» — водителя, должностное лицо, юридическое лицо и ИП.
И подчеркнем: к административной ответственности по ст. 11.23 КоАП спокойно могут привлекать и физических лиц, которые на личном грузовике перевозят личные грузы для личных нужд.
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
Почему?
Потому что в Приказе №36 Министерства транспорта есть список требований к тахографу, который разрешено использовать на территории России.
И этот «список» говорит: в России можно использовать только один из двух типов тахографов. Либо тахограф с блоком СКЗИ, либо контрольное устройство ЕСТР.
Причем контрольное устройство ЕСТР допускается устанавливать исключительно на тот автомобиль, на который есть карточка допуска к международным перевозкам (МАП). Если такой карточки нет, то должен стоять тахограф СКЗИ.
Иными словами: если в автомобиле стоит аналоговый тахограф — штраф. Если в автомобиле стоит контрольное устройство ЕСТР, а карточки МАП на автомобиль нет — штраф.
Тахограф должен быть с блоком СКЗИ, для международных перевозчиков — соответствующим положениям ЕСТР.
Обращаем внимание: допустимые модели тахографов, модели блоков СКЗИ и модели карт перечислены в реестрах Росавтотранса. Другие использовать запрещено!
Поскольку физический собственник грузовика получить допуск к международным перевозкам, в принципе, не может, в его автомобиле может стоять только тахограф СКЗИ.
За управлением транспортным средством не с тахографом СКЗИ/ЕСТР может быть наказан водитель, работающий на юридическое лицо или ИП, и уж точно будет наказан тот, кто, не будучи ИП, сидит за рулем своего грузовика/автобуса.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
4. За выпуск на линию транспортного средства с тахографом иным, чем тахограф СКЗИ/ЕСТР.
Все то же самое, что и в предыдущем пункте, только к ответственности привлекаются:
- должностные лица — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридические лица — 20-50 тыс. рублей.
5. За управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа.
Что это значит?
Помимо того, что тахограф должен быть СКЗИ или ЕСТР, еще и то, что в Приказе №36 Министерства транспорта перечислены четкие и конкретные требования к водителю.
Сотрудник ГИБДД/Ространснадзора просто откроет эти требования и проверит по очередности, все ли выполняется. Если что-то не соблюдено — штраф.
Итак, водитель обязан:
- перед началом движения вставить карту водителя в тахограф;
- ввести ручной ввод данных, если они не регистрируются автоматически;
- изъять карту водителя из тахографа при завершении ежедневного периода работы;
- по требованию представителей контрольных органов предоставить доступ к тахографу, карте водителя, распечатать информацию с тахографа;
- не использовать загрязненную/поврежденную карту водителя;
- не извлекать карту водителя во время движения;
- не использовать карту с истекшим сроком действия (срок замены — 3 года).
Водителю запрещается:
- движение с неработающим, подвергшимся модификации или неисправным тахографом (за исключением тех случаев, когда тахограф сломался в пути);
- использование тахографа с блоком СКЗИ с истекшим сроком действия (срок его замены — 3 года);
- блокирование, корректировка, фальсификация и пр. регистрируемой тахографом информации;
- уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя.
Познакомиться со всеми требованиями к водителю можно в Приложении №3 к Приказу №36 Министерства транспорта.
Повторимся: что-то из них не выполняется — штраф.
Размер — 3-5 тыс. рублей.
Наказывается водитель и тот, кто управляет своим собственным грузовиком для своих собственных нужд.
Подчеркнем: движение без карты водителя запрещено! Даже если эта карта на замене. По правилам: нет карты — не садишься за руль.
6. За выпуск на линию транспортного средства с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа.
Это положение распространяется на:
- должностных лиц — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридических лиц — 20-50 тыс. рублей.
Чтобы понять, за что будут штрафовать в данном случае, необходимо, опять-таки, обратиться к Приложению №3 Приказа №36 Министерства транспорта. К тем требованиям, которые установлены для транспортных предприятий.
Транспортные предприятия:
- осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и пр. тахографов;
- обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями по эксплуатации, утвержденными изготовителем;
- обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;
- обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами — бумагой для принтера (да, транспортное предприятие могут оштрафовать даже в случае, если у водителя не будет бумаги, чтобы распечатать информацию с тахографа);
- выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
- обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа (не будет его — тоже штраф!).
Это, подчеркнем, не полный перечень. Полный — в приказе.
7. За несоблюдение режима труда и отдыха.
Обращаем внимание: при такой формулировке — режим труда и отдыха — наказывают:
- водителей, работающих на юридическое лицо или ИП, — 1,5-2 тыс. рублей;
- должностных лиц — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридических лиц — 20-50 тыс. рублей.
Режим труда и отдыха прописан в Приказе №15 Министерства транспорта. Именно из него следует, какое максимальное время водитель может находиться за рулем и сколько ему положено отдыхать, чтобы не нарваться на штраф.
НО! Юридическое и должностное лицо привлекут к ответственности в том только случае, если будет фактически доказано, что они заставляли водителя «гнать быстрее».
Например, если сроки, установленные в задании на перевозку, не позволяют водителю соблюдать режим труда и отдыха.
Если же по заданию все четко, а что-то там было сказано лично, то это сказанное еще надо доказать. Нет доказательств — штраф только на водителя.
8. За несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха.
Формулировка здесь не зря отличается от предыдущей. Она будет применяться как раз таки к тем физическим лицам, которые, не будучи зарегистрированными как ИП или не работая на юридическое лицо или ИП, управляют грузовым автомобилем от 3,5 тонн.
Для них будут действовать нормы, прописанные в Правилах дорожного движения. (Правда, их к моменту публикации этого текста в ПДД еще нет.)
Штраф налагается как на водителя — в размере 1,5-2 тыс. рублей.
А что, если тахограф сломался в пути?
В таком случае никакого взыскания не должно быть. Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!
Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.
Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.
Может ли инспектор штрафовать за неповеренный тахограф?
Нет. К ответственности за неповеренный тахограф может привлечь Росстандарт. Наказанием по ст. 19.19 может быть просто предупреждение или штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Но! Инспектор, у которого возникли какие-то сомнения насчет тахографа, может «оповестить» об этом Росстандарт — и тогда на предприятие придет проверка.
Чтобы избежать недоразумений, лучше возить с собой заверенную печатью предприятия копию свидетельства о поверке тахографа. Поверка, кстати, обязательна каждые 7 лет.
Если не установлен тахограф или установлен тахограф не с блоком СКЗИ, могут ли оштрафовать еще и за несоблюдение режима труда и отдыха?
Теоретически, да.
При условии, если у вас вообще нет никакого подтверждения тому, что вы стремитесь соблюдать данный режим. Например, не расписали в бумажном виде график рейса с указанием стоянок, ночевок, времени движения, просчитанного с учетом норм.
Если же подобный график у вас есть, то инспектор, скорее всего (не факт), будет к вам благосклонен и накажет только за отсутствие/несоответствие тахографа.
Так, на какие суммы все-таки могут оштрафовать физических собственников грузовиков?
Тот, кто управляет своим грузовым автомобилем, не будучи зарегистрированным в качестве ИП, привлекается к ответственности как водитель.
На него распространяются части 1 и 3 ст. 11.23 КоАП. По первой части штраф — 3-5 тыс. рублей, по третьей — 1,5-2 тыс. рублей.
Примечание
До тех пор, пока не вступили в силу Постановление Правительства РФ с поправками в ПДД и измененные Приказы №36 и №273 Министерства транспорта, ст. 11.23 КоАП на физических лиц (не ИП и не наемные работники), которые эксплуатируют грузовики массой свыше 3,5 тонн, по сути, еще не распространяется.
Почему?
Потому, что на самом деле таких физических лиц не смогут оштрафовать за несоблюдение временных норм управления автомобилем до тех пор, пока такие нормы не будут прописаны в ПДД.
На момент публикации этого текста они в ПДД не утверждены. То есть: для физических лиц никаких норм еще нет, а если их нет — то и следовать нечему.
Что касается установки тахографа, то в законе эта обязанность уже прописана. Но! Положение закона с требованиями к тахографам отсылает к порядку, установленному Правительством РФ, а этот порядок, в свою очередь, к Приказу №273 Министерства транспорта.
А что говорит этот приказ?
Что он применяется только к юридическим лицам и ИП, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Физических лиц порядок оснащения тахографами пока (пока не вышел «обновленный» Приказ Министерства транспорта) не учитывает.
Кстати, есть информация, что в измененном приказе Министерство транспорта все-таки даст физическим лицам переходный период на установку тахографа.
Однако пока утвержденного документа нет, это ни разу не факт, а лишь вероятность…