Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Главное событие недели — TransRussia

22 апреля 2019 г.09:32

Главное событие недели — TransRussia

exportcenter.ru

Это — главное деловое событие. Если же из того, что творится в отрасли и в сфере транспорта вообще, то Министерство транспорта опять пытается разделить водителей на любителей и профессионалов. В этом же ведомстве обещают, что с 1-го июля возобновится транзит санкционных товаров. Но только под электронными пломбами. А в НТИ «Автонет» предложили ввести платные перекрестки. Правда, это не серьезно. Надеемся, что не серьезно…

Водители-профессионалы будут учиться дополнительно

Министерство транспорта, кстати, уже во второй раз пытается ввести раздельное обучение для тех, кто хочет иметь водительское удостоверение исключительно для своих нужд, и тех, кто хочет с этим водительским удостоверением работать.

В прошлый раз все, причастные к вопросу ведомства (Министерство экономического развития, Министерство труда, Министерство образования и науки, МВД), эту инициативу «зарубили». Сейчас Министерство транспорта уверяет, что учло их замечания и прочие рекомендации.

В принципе, суть идеи не изменилась: она заключается в том, что претендующих только на статус водителя-любителя будут обучать по облегченным программам, желающих «крутить баранку» за деньги — по углубленным.

В опубликованный на прошедшей неделе проект закона заложен следующий сценарий. Сразу в любом случае необходимо, как и сейчас, пройти обучение на соответствующую категорию, сдать экзамен в ГИБДД и получить права. С этими правами уже можно спокойно садиться за руль, но нельзя работать.

Чтобы работать водителем, нужно будет еще поучиться (уже углубленно с углубленной же отработкой практических навыков) и, подтвердив наличие впитанных знаний, получить «свидетельство о профессии водителя транспортного средства».

Без этого свидетельства никого не смогут взять на работу водителем, без него же нельзя будет и заниматься соответствующей предпринимательской деятельностью (речь об ИП).

Подтверждать свидетельство нужно будет каждые пять лет. Тем, кто уже работает водителем, с принятием закона (если он, конечно, будет принят) тоже придется, подтверждая свою квалификацию, получать необходимый документ.

Справедливости ради, чего-то нового в «придуманном» Министерством транспорта порядке нет: подобное действует в Европе, подобное же применяется для водителей-международников.

Чего-то запредельного в ведомстве тоже не вводят: к тем, кто берет на себя ответственность за восемь и более пассажиров, управляет тяжелыми грузовиками, перевозит тонны груза, должны быть повышенные требования.

Есть только одно опасение: как бы облегченные программы не оказались уж совсем облегченными. Потому что от того, что кто-то не работает, а «просто так катается», другим участникам дорожного движения точно не легче.

С 1 июля по территории России снова смогут ездить голландские сыры, испанский хамон и пр.

Правда, только транзитом, не оседая где-нибудь на прилавках, и только под электронными навигационными пломбами (ну, чтобы действительно не оседали).

По крайней мере, в Министерстве транспорта такая возможность уже рассматривается.

Мы же напомним, что осенью прошлого года проходил эксперимент по использованию электронных навигационных пломб на маршруте между Россией и Казахстаном.

Тогда участвующие в нем перевозчики выделили несколько недостатков подобного порядка. Среди них — строго выделенные для передвижения маршруты, которые далеко не всегда удобны и которые, вместо того чтобы сократить сроки доставки, удлиняют путь. Во-первых.

Во-вторых, то, что пломба «накладывалась» не на самом пункте пропуска через границу, а на ближайшем СВХ, что тоже для перевозчиков дополнительный крюк и отнюдь не сокращение простоев.

Напомним также, что сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предполагающий обязательное использование электронных навигационных пломб при «сквозном» транзите всех без исключения (а не только санкционных) товаров. Он успел пройти первое чтение, но потом его принятие «застопорилось» (видимо, на время всяких экспериментов и пилотных проектов).

Документ, кстати, предусматривает, что наложение, снятие, аренда и пр. усовершенствованных пломб будет платным, а их использование по решению Правительства может быть обязательным и для некоторых импортируемых в Россию товаров.

Страхование ответственности перевозчика и экспедитора хотят узаконить

Законопроект, «ратующий» за это, на прошедшей неделе был направлен в Государственную Думу.

Документ вносит дополнения в Устав автомобильного транспорта и в закон о транспортно-экспедиционной деятельности с тем, чтобы дать право перевозчикам и экспедиторам «застраховать риск ответственности за нарушение договора».

Потому что пока по закону оно у них отсутствует (то есть не предусмотрено страхование ответственности в этой сфере), а на практике страховые компании его не только предоставляют, но еще и «настоятельно» рекомендуют, а потом, при наступлении страхового случая, ссылаются (не все, естественно) на пробелы законодательства.

Жаль, конечно, что наша судебная система не является прецедентной. Поскольку ведь уже имеется решение Высшего Арбитражного суда (вынесенное еще в 2010-м году), которое признало страхование ответственности экспедитора/перевозчика действительным. Однако, несмотря на его наличие, проблема остается, а суды продолжают толковать законы как каждому из них заблагорассудится.

Правда, еще не факт, что нынешняя формулировка, придуманная законодателями, окажется верной. Однажды одна формулировка («застраховать риск своей ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором») уже не удовлетворила Министерство экономического развития. Ведомство тогда (в 2016-м году) вынесло отрицательную оценку и этому положению, и всему законопроекту о транспортно-экспедиторской (именно так) деятельности.

Первые автомобили въехали с грузом «вглубь» Китая

Российская компания «Д-Транс» доставила груз в Тяньцзинь, а оттуда — в Тверь. Затем еще один российский перевозчик Globaltruck, загрузившись в Екатеринбурге, проследовал в Шэньян, а после, загрузившись в Маньчжурии, направился обратно в Россию.

Напомним: новый порядок, позволяющий российским перевозчикам доезжать в любую точку Китая, а не только в приграничную зону, вступил в силу с 1-го января этого года, однако сами перевозки начались только сейчас.

Одно из условий их выполнения — возможность отследить передвижение автомобиля одновременно с помощью российской (ГЛОНАСС) и китайской (Beidou) навигационных систем.

Пилотный проект по тестированию совмещенных навигационных устройств премьер-министр Дмитрий Медведев запустил с 7-го марта. На время его проведения оборудование выдается бесплатно.

«Платон» опять хвастается рекордами

Оператор системы 15-го апреля опубликовал свой очередной отчет. И этот отчет говорит о том, что в I квартале этого года к «Платону» присоединилось на 40% больше перевозчиков, чем в I квартале прошлого года, а в бюджет поступило на 45% больше средств. Причем только в феврале перевозчики перечислили рублей в два раза больше, чем в феврале 2018-го года.

Впрочем, к таким рекордам мы уже привыкли. И объяснять их причину нет смысла: в I квартале 2018-го года Ространснадзор еще не отвечал за штрафы в системе.

Мы лучше вспомним о том, что сейчас Министерство финансов хочет перевести сборы по «Платону» в «ранг» налогов и что в этом случае за систематический бесплатный проезд будет грозить не только административная, но и уголовная ответственность.

Государственная Дума уравняла бумажный и электронный полисы ОСАГО

И это, в принципе, самое главное, что нужно знать водителям (как любителям, так и профессионалам) из того законопроекта, который 17-го апреля прошел окончательное чтение в нижней палате парламента.

В соответствии с ним каждому полису вне зависимости от того, в каком виде он составлен (на бумаге или с помощью цифровых технологий), будет присваиваться уникальный номер. А это, по сути, значит, что электронный полис больше не надо будет распечатывать: при проверке ГИБДД будет достаточно назвать его номер.

Законопроект также предусматривает электронное (через портал госуслуг) извещение о ДТП (если оно составляется без сотрудников полиции, а ущерб причинен лишь автомобилям и лишь на сумму не более 100 тыс. рублей), отсутствие исков к пешеходам, ставшим виновниками ДТП, необходимость для иностранных граждан предъявлять таможенным органам при въезде в страну полис страхования автогражданской ответственности, а также разрешение страховщикам на перестрахование рисков.

Правительство передумало вводить видеофиксацию техосмотра

Теперь оно считает, что можно удовлетвориться фотографиями, сделанными до и после технического «освидетельствования» автомобиля.

Вряд ли, конечно, это станет убедительным доказательством того, что техосмотр действительно пройден и пройден по всем правилам. Это ведь не мойка, когда: вот каким автомобиль въехал и вот каким он выехал — после техосмотра внешний вид машины не меняется. И даже если фиксировать время между сделанными фотографиями, то на «яме» и просто так постоять можно и какие-то неисправности с легкостью не «заметить».

Но, видимо, в Правительстве посчитали, какие технологические и материальные усилия необходимо приложить для внедрения видеофиксации, какими затратами это обернется для операторов ТО (только набор видеокамер для одной диагностической линии — минимум 30 тыс. рублей) и как это выльется в тарифы для населения, — и отказались от своей идеи.

Но там по-прежнему остаются другие: возвращение штрафа (2 тыс. рублей) за непрохождение техосмотра, перевод диагностической карты в электронный вид, повышение штрафов для операторов ТО за «левый» техосмотр, введение уголовной ответственности за продажу «серых» диагностических карт.

Пакет законопроектов, предусматривающих все это, в конце 2018-го года прошел первое чтение, второе чтение пока отложено на май.

И напоследок: главное деловое событие прошедшей недели — выставка TransRussia

Выставка, а она длилась с 15-го по 17-е апреля, прошла уже в 24-й раз. В этот раз количество представленных стран увеличилось с 26 до 28, количество компаний — с 395 до более чем 400, площадь экспозиции — с 18 тыс. до 19 тыс. кв. метров.

Однако о том, как это все было, мы расскажем отдельным материалом…