Министерство транспорта снова пытается разделить водителей на профессионалов и любителей

19 апреля 2019 г.16:20

Министерство транспорта снова пытается разделить водителей на профессионалов и любителей

twitter.com

Министерство транспорта подготовило очередной законопроект, предусматривающий разделение водителей на любителей и профессионалов. В 2017-м году ведомство уже выступало с аналогичной инициативой, однако ее раскритиковало Министерство экономического развития, а также Министерство труда и МВД.

Министерство транспорта опубликовало на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения», который вводит для тех, кто желает работать водителем, обязанность получения специального «документа о квалификации». Таким образом водителей хотят разделить на любителей («планирующих управлять автомобилем только для собственных нужд») и профессионалов («желающих работать по найму или осуществлять предпринимательскую деятельность»).

В общих чертах это будет выглядеть так. Первым делом в любом случае и тем, кто не претендует на статус профессионала, и тем, кто на него претендует, необходимо будет получить водительское удостоверение соответствующей категории. С ним, как и сейчас, можно будет законно садиться за руль автомобиля и для своего удовольствия и своих нужд переезжать из точки А в точку Б и далее. Однако с ним нельзя будет устраиваться на работу водителем.

Тем, кто намерен зарабатывать на перевозке пассажиров или грузов, придется пройти дополнительное обучение и получить «свидетельство о профессии водителя транспортного средства». Оно будет действительно в течение 5 лет (каждые 5 лет придется подтверждать свою квалификацию). Того, у кого нет такого документа, транспортные и пр. компании просто не смогут взять на работу водителем (иначе им грозят штрафы, размер которых еще не определен). Без этого документа нельзя будет также осуществлять соответствующую предпринимательскую деятельность.

При этом обучение для любителей планируют облегчить. В частности, из программ, как уточняет Министерство транспорта в пояснительной записке к законопроекту, вычеркнут такие дисциплины, как технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей, диспетчерское руководство работой подвижного состава, заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу и пр., которые сейчас, утвержденные Приказом №1408, изучаются при получении категории B.

В то же время обучение профессионалов, наоборот, усилят, причем как в отношении теории, так и практики. Так, например, будет отрабатываться вождение во внештатных ситуациях, обеспечение транспортной безопасности при перевозке пассажиров и грузов и т.п.

Прежние попытки

В 2017-м году, стоит отметить, Министерство транспорта уже выступало с подобной инициативой. Тогда, правда, в ведомстве планировали наличие квалификации водителя-профессионала отражать специальной отметкой непосредственно в водительском удостоверении. Эта отметка также должна была быть действительной в течение 5 лет.

Министерство экономического развития раскритиковало это положение, заметив, что профессионалам придется в два раза чаще менять права (сейчас для замены водительского удостоверения установлен срок в 10 лет), что станет нагрузкой не только для них, но и для ГИБДД и бюджета: суммарные расходы, по приблизительным оценкам, могли составить более 6 млрд. рублей.

В ведомстве, кроме того, обратили внимание на то, что новички и неновички будут поставлены в одинаковые условия: в предыдущем документе предусматривалась только необходимость прохождения обучения. Сейчас же Министерство транспорта прописало также возможность переподготовки и повышения квалификации. Правда, как они будут проходить и чем друг от друга отличаться, пока непонятно: их порядок регламентируют отдельным нормативно-правовым актом.

То, что известно, так это то, что уже работающим водителям также придется подтверждать квалификацию для получения требующегося документа. Единственное: для них закон, если он все-таки будет принят, вступит в силу через 4 года после принятия, для всех остальных — через 2 года.

Министерство транспорта настаивает на том, что оно учло и др. замечания от бизнеса и профильных структур. В частности, своим законопроектом оно выводит подготовку водителей-любителей из-под действия закона об образовании. В то время как сейчас обучение водителей подчиняется его положениям и подразумевает, что на выходе из автошколы и со сдачей экзаменов в ГИБДД каждый автоматически получает профессию «водитель».

В чем необходимость

В Министерстве транспорта, как очевидно, в любом случае (вне зависимости от того, как оценят подправленный законопроект) не собираются отказываться от планов по разделению водителей на любителей и профессионалов.

Необходимость этого в ведомстве прежде всего подтверждают статистикой ГИБДД: десятую часть всех ДТП составляют ДТП, произошедшие именно по вине водителей автобусов и грузовиков.

В Министерстве транспорта также ссылаются на поручение премьер-министра Дмитрия Медведева, требующего усовершенствовать профессиональную подготовку водителей, и на европейский и международный опыт.

Так, в Европейском союзе в соответствии с Директивой №2003/59/ЕС все водители, работающие по найму, должны иметь либо соответствующую карточку о квалификации, либо код «95» в водительском удостоверении. Необходимость подтверждения профессиональной компетентности действует и для водителей-международников, которые после принятия в 2015-м году Хартии качества ЕКМТ должны проходить дополнительное обучение и получать специальное свидетельство.

Авторы законопроекта, кроме того, апеллируют к работодателям, которые сетуют на низкий уровень подготовки водителей и отмечают, что вынуждены сами их обучать.

И действительно, в последнее время о недостатке профессиональных водительских кадров говорят все чаще.

Так, о необходимости дополнительного обучения и реализации специальных обучающих программ высказывался в свое время директор по взаимодействию с отраслевыми организациями компании «Деловые линии» Александр Лашкевич.

В комментариях Trans.ru он уточнял, что в теоретическую часть обучения необходимо также включить «материалы, учитывающие специфику грузового транспортного средства с прицепом (полуприцепом)». «Должно быть больше практики на дороге. В качестве отдельного курса — безопасное вождение в сложных дорожных условиях, в том числе на автостраде. Водителю необходимо научиться оценивать и прогнозировать дорожную обстановку и поведение машины. Несколько уроков экономичного вождения также не будут лишними», — добавлял он.

В транспортной компании Traft также отмечают, что для российского рынка сегодня характерен дефицит именно профессиональных кадров. Среди прочего в компании считают, что «в отношении водителей требуется регулирование в части четкого контроля уровня их подготовки и переподготовки, чтобы водитель в момент трудоустройства в компанию не становился «котом в мешке» для нанимателя и не требовал слишком много ресурсов на себя в плане тестирования своего реального уровня компетенций».

Стоит еще отметить, что в феврале этого года национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» сообщила о подписании соглашения с образовательным центром Росавтодора, которое предусматривает внедрение дополнительных программ обучения для водителей грузовых автомобилей. В сообщении ассоциации также подчеркивалось, что одной из проблем российского рынка автомобильных грузоперевозок является «сложность с профессиональными кадрами» и что обучение водителей требует, помимо технических навыков, получения знаний в области экологии, экономики и юриспруденции.