Новые старые инициативы недели: МВД поделится правом останавливать грузовики с ФТС и отдаст весогабаритный контроль Ространснадзору

24 января 2022 г.09:00

Обзор основных событий в сфере автомобильных грузоперевозок

Пресс-служба ФТС

В Правительстве на прошедшей неделе вспомнили о законопроектах, о которых не вспоминали в течение нескольких лет, а также расширили программу льготного лизинга, что намеревались сделать еще в позапрошлом году. Бизнес, в свою очередь, предложил облегчить правила въезда грузовиков в Москву, а в Государственной Думе уперлись в понятие «опасное вождение».

Весогабаритный контроль — Ространснадзору

Напомним: о том, чтобы дать Ространснадзору полное право штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров, заговорили еще в 2018-м году.

В 2019-м году Министерство транспорта опубликовало подготовленный законопроект, его потом критиковали, дорабатывали и перерабатывали — и в 2020-м году представили «окончательную» версию.

По крайней мере, ту, которую положительно оценили в Министерстве экономического развития.

Однако после 2020-го года об инициативе как будто бы забыли… Сейчас же в «Российской газете» сообщили, что документ, наконец-то, попал на рассмотрение Правительственной комиссии.

В соответствии с ним, если инициатива все-таки будет принята, МВД отстранят от весогабаритного контроля, а вынесением штрафов по всем постам (автоматическим, стационарным, мобильным) на всей территории страны (на федеральных, региональных, межмуниципальных и местных трассах) займется Ространснадзор.

На самом деле он и сейчас ведает весогабаритным контролем, но компетенции в этой сфере распределены таким странным образом, что ведомство может штрафовать только на мобильных и обычных стационарных постах и не имеет доступа к базе с автоматических комплексов.

МВД же имеет неограниченные полномочия, но «сетует», что и так наделено большим количеством функций, и просит снять с него нагрузку по весогабаритному контролю.

Кстати, напомним, что нечто подобное в свое время было и с системой «Платон», когда полномочия Ространснадзора были точно так же ограничены: ведомство не имело доступа к автоматической базе, да и привлекать к ответственности могло только иностранных перевозчиков.

В МВД же, как отмечали сами перевозчики, не очень-то усердствовали, из-за чего многие, особенно те, кто не был зарегистрирован в системе, успешно уходили от штрафов.

Однако после того как в 2018-м году все полномочия по «Платону» отдали Ространснадзору, контроль за не оплатившими проезд по федеральным трассам действительно усилился.

Таможенникам — самостоятельную остановку грузовиков

Этой законодательной инициативе тоже уже несколько лет. Документ представили на публичное обсуждение еще в 2020-м году, однако только на прошедшей неделе благодаря «Российской газете» стало известно, что его одобрили в Правительственной комиссии.

Если законопроект впоследствии примут и в парламенте, мобильные группы ФТС получат право самостоятельно, без участия ГИБДД, останавливать для досмотра грузовые автомобили массой более 3,5 тонн на всей территории страны.

Считается, что это должно усилить контроль за ввозом и перевозкой товаров.

На самом деле сейчас в ограниченном виде такие полномочия таможенники уже имеют. Они могут самостоятельно останавливать грузовики в приграничной зоне и на территории 25 регионов (которые, кстати, тоже находятся близко к границе).

Это — Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Астраханская, Брянская, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Тюменская и Челябинская области и Санкт-Петербург.

Однако в остальных областях, краях, республиках и округах для остановки транспортных средств требуется присутствие ГИБДД (вернее — чтобы представители ГИБДД и подали знак о необходимости остановки). А мы ведь помним, что в этом ведомстве и так говорят о своей перезагруженности…

Тягачам Евро-6 — льготные программы лизинга

Боимся, конечно, повториться, но и про эту инициативу, чтобы на тягачи 6-го экологического класса распространялась программа льготного лизинга, тоже заговорили еще в 2020-м году.

Сейчас тягачи Евро-6 по программе льготного лизинга, которая предусматривает скидку на авансовый платеж (а скидка субсидируется из федерального бюджета), приобрести нельзя.

Все потому, что эта программа содержит определенные требования по локализации производства транспортных средств, а выпускаемые в России тягачи Евро-6 до них пока еще не дотягивают.

Однако на прошедшей неделе в АСМАП сообщили о том, что договорились с Министерством промышленности и торговли о расширении программы.

Причем на тягачи Евро-6 будет предусмотрена даже большая скидка, чем действует для других транспортных средств, — 20% от стоимости автомобиля.

Заработает программа, как можно полагать, где-то в феврале.

Как уточнили в АСМАП, сейчас в России тягачи экологического класса Евро-6 (например, Mercedes-Benz Actros 1845 LS) выпускает ООО «Даймлер КамАЗ Рус».

Бизнесу — облегченные правила въезда в Москву

Вернее, бизнес просит слегка ослабить требования столичной пропускной системы для грузовиков.

А именно:

  • увеличить квоту разовых пропусков до четырех в месяц (сейчас — не более двух);
  • сделать свободным въезд на МКАД для грузовиков до 8 тонн (сейчас ограничения круглосуточно действуют для грузовиков от 3,5 тонн);
  • не требовать строгого следования указанному в заявке на пропуск маршруту (сейчас в постановлении прописано, что за отклонение от маршрута может даже грозить аннулирование пропуска).

Все эти пожелания планируют направить на рассмотрение столичным властям. Посмотрим, что из этого выйдет…

А пока напомним, что с 1-го января этого года грузовым автомобилям от 3,5 до 12 тонн тоже требуется пропуск для въезда на МКАД в ночное время (а не только в дневное, как это было с 1-го июля прошлого года), а для получения как дневного, так и ночного пропуска необходима регистрация в Региональной навигационной информационной системе (РНИС).

«Опасному вождению» — строгое определение

В Государственной Думе вновь вернулись к теме «опасного вождения».

Напомним: запрет на такое поведение на дорогах внесли в Правила дорожного движения еще в 2016-м году, однако штрафов за его нарушение до сих пор не предусмотрено.

Сейчас вот депутаты намерены их ввести, однако в своем намерении, в частности, уперлись в определение термина.

На данный момент оно звучит вот так:

«опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

В Государственной Думе полагают, что это определение слишком сложное, может вызвать много недоразумений и споров в суде. Однако в ГИДД необходимости кардинальных правок в термине не видят.

При этом, к слову, в проект обновленного Кодекса об административных правонарушениях штраф за «опасное вождение» уже включили. Предположительно, он составит 3 тыс. рублей.

Мосту «Благовещенск-Хэйхэ» — скорое открытие

Нет, мы до сих пор не знаем точной даты этого действительно знаменательного события. Просто на прошедшей неделе узнали, что с китайской стороны к запуску транспортного перехода тоже более чем готовы.

Там уже даже обустроили пассажирский пункт пропуска через границу, хотя на первом этапе по мосту планировали запустить только грузовое сообщение.

При этом с нашей стороны на данный момент готов лишь временный пункт пропуска, который как раз таки позволяет обслуживать исключительно грузовые автомобили.

Полноценный пограничный переход должны обустроить к концу этого года. Впрочем, как мы уже заметили, его отсутствие для выполнения первоначальных планов по запуску моста не так уж и критично.

К слову, транспортный переход «Благовещенск-Хэйхэ», как рассказали в Правительстве Амурской области, станет одним из немногих участков российской границы, который грузовые автомобили смогут пересекать по электронной очереди.

Из интересных фактов, замеченных на прошедшей неделе, отметим также рост сборов от системы «Платон» (45 млрд. рублей за 2021-й год, что на 13 млрд. рублей больше, чем за 2020-й год) и увеличение продаж новых грузовых автомобилей, по сравнению с прошлым годом, сразу на 31%.

По крайней мере, это может говорить о том, что отрасль действительно восстанавливается после ковида.