В Государственной Думе решают, что делать с «опасным вождением»

19 января 2022 г.11:34

В Государственной Думе решают, что делать с «опасным вождением»

pixabay.com

Накануне в Государственной Думе состоялось заседание рабочей группы по вопросу введения наказания за опасное вождение. В проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) уже включен штраф за небезопасное поведение водителя на дороге, однако депутаты полагают, что, прежде чем ввести санкции, необходимо уточнить сам термин. Кроме того, на заседании возникли разногласия между ГИБДД и Департаментом транспорта Москвы по поводу того, способны ли современные дорожные камеры фиксировать «опасное вождение» или распознать его могут только инспекторы ДПС.

Напомним: термин «опасное вождение» был внесен в Правила дорожного движения (ПДД) еще в 2016-м году. Его определение на самом деле довольно объемное, однако в целом под «опасным вождением» понимаются такие действия, как:

  • невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
  • перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
  • несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
  • несоблюдение бокового интервала;
  • резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
  • препятствование обгону.

При этом в определении подчеркивается, что эти действия считаются «опасными», если они «повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Кроме того, для фиксации нарушения как «опасного вождения» перечисленные действия должны быть совершены неоднократно.

В Государственной Думе считают, что такое сложное определение следует пересмотреть и уточнить, иначе с введением санкций (а несмотря на внесение запрета на «опасное вождение» в ПДД никакие штрафы за него до сих пор не применяются) возникнет много недоразумений и спорных ситуаций: водители будут оспаривать привлечение к ответственности в суде, тем более что риск ошибочного наказания действительно есть.

Однако в ГИБДД полагают, что кардинальных правок в определение термина не требуется. Там, в частности, объясняют, что выявлять нарушение все равно будет инспектор, который сможет разобраться в ситуации, а не дорожные камеры, которые на данный момент технической возможности распознать «опасное вождение» не имеют.

Между тем, к слову, инспектор тоже может ошибаться и его видение «опасного вождения» может быть субъективным, тем более что запротоколировать факт небезопасного поведения на дороге техническими доказательствами (как, например, показаниями радара в случае превышения скорости) действительно сложно.

Правда, столичные власти, наоборот, уверены, что современные дорожные камеры вполне способны фиксировать «опасное вождение».

«Наши камеры, установленные на улично-дорожной сети города Москвы, вполне способны записывать видеоматериал, на котором, я думаю, наглядно видно, как нарушитель за относительно короткий промежуток времени совершает всю эту совокупность правонарушений, которая и составляет в настоящее время определение «опасного вождения»», — подчеркнул в ходе заседания заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Корнеев.

Отметим: дискуссии вокруг «опасного вождения» развернулись в связи с необходимостью введения санкций за такой вид нарушения, поскольку, повторимся, до сих пор, даже после того как в 2016-м году запрет на «опасное вождение» появился в ПДД, штрафов в данном случае нет.

В 2018-м году была попытка дополнить КоАП санкциями за «опасное вождение» в размере 5 тыс. рублей, однако рассмотрение законопроекта застряло на первом чтении как раз таки потому, что депутаты сошлись во мнении, что определение термина оказалось слишком сложным и для инспекторов, и для водителей.

Сейчас же готовится проект нового Кодекса об административных правонарушениях, куда штраф за «опасное вождение» все-таки собираются включить. Правда, его размер уменьшили до 3 тыс. рублей.