Контроль за неплательщиками по «Платону» действительно ужесточили
27 августа 2018 г.10:00
В конце июня власти пообещали, что одновременно с тем, как от МВД к Ространснадзору перейдет функция администратора штрафов в системе «Платон», будет усилен контроль за теми, чьи большегрузы бесплатно ездят по платным федеральным дорогам. Можно было бы подумать, что это обещание, скорее, манипуляция и давление на страх перевозчиков и что дальше угрозы оно и не призвано пойти. Однако сами перевозчики и статистические данные уверяют: контроль за последние полтора месяца действительно усилился.
В принципе, схема просто запугивания перевозчиков выглядела бы весьма логичной.
Зачем тратиться на оборудование, аппаратные средства, кадры и пр., если можно просто намекнуть, что скоро все изменится, а по итогу ничего не менять? Тем более что «намека» будет достаточно: СМИ обязательно подхватят тему «Платона» и обязательно найдут связь между обещанным ужесточением и тем, что недополученные казной из-за отсутствия индексации средства точно попытаются компенсировать количеством штрафов.
Однако в Правительстве решили на один лишь приток испуганных перевозчиков (которых, как показывают три года действия «Платона», и запугать не так-то просто) не полагаться, а увеличить поступления в казну одновременно и количеством денежных взысканий, и количеством официально присоединившихся к системе.
По крайней мере, статистика уверенно показывает рост новых пользователей в системе, а перевозчики подтверждают: штрафы действительно регулярно приходят даже к тем, кто в «Платоне» не числится.
Рекордные показатели
Последние два отчета «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператора «Платона») зафиксировали небывалый рост регистрации.
За месяц с 15-го июня по 14-е июля в системе было зарегистрировано рекордное количество транспортных средств — 20 104 большегруза, а за месяц с 15-го июля по 14-е августа — рекордное количество впервые присоединившихся перевозчиков — 9 597 новых пользователей. Число «новеньких» автомобилей при этом слегка уменьшилось, до 17 539 машин, однако даже в уменьшенном виде оно превышает средние показатели.
Для сравнения: за месяц до объявленного ужесточения к системе подключили лишь 7 718 транспортных средств. Наибольшим показателем за последние пять месяцев была регистрация 13 698 автомобилей, «согласившихся» платить за проезд по федеральным трассам.
При этом ежемесячно в «Платоне» регистрировалось порядка 7 000 перевозчиков.
То есть: после того, как контроль перешел к Ространснадзору, рост новых пользователей в системе составил 24,5%, рост регистрации транспортных средств — 160% (по сравнению с периодом с 15-го мая по 14-е июня).
Правда, при этом практически не увеличилось количество ежемесячных сборов. Так, с 15-го июня по 14-е июля (статус Ространснадзора как администратора штрафов, напомним, стал официальным с 8-го июля) сумма поступлений по сравнению с предыдущим месяцем не то что не выросла, а даже уменьшилась на 87 млн. рублей.
И только последний отчет показывает, что за пользование дорогами стали платить чуть больше: с 1,948 млрд. рублей в период неужесточенного контроля до 1,975 млрд. рублей через полтора месяца после того, как контроль заработал.
Впрочем, рост сборов в 27 млн. рублей до рекордного явно не дотягивает.
Можно предположить, что действительный рост начнется осенью, когда те, кто только присоединились, начнут компенсировать ущерб дорогам по всем правилам. Пока же они, судя по соотношению статистики, успели только зарегистрироваться в системе: первыми ставить весь свой автопарк на учет начали более крупные перевозчики, затем, после того как первые штрафы пришли тем, кто в системе не числится, подтянулись и более мелкие.
По данным последнего отчета «РТ-Инвест Транспортные Системы», из рекордного в 9 597 количества новых пользователей 70% — физические лица.
Тем самым Правительство, кажется, начинает добиваться того, чего оно пыталось добиться на протяжении трех лет. А именно: не просто получить средства на ремонт дорог (тем более что с учетом вычета транспортного налога действительная сумма поступлений в казну минимальна), а вывести «из тени» нелегальных перевозчиков.
Что касается штрафов, то, как отмечает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, только за первую неделю нового порядка контроля и только в Сибири было выписано 5 000 штрафов за неплатежи. За пять недель работы Ространснадзора на месте МВД сумма штрафов превысила 300 млн. рублей.
И это, кстати, в 11 раз больше прироста непосредственных сборов!
Усиленный контроль пришел уже навсегда?
Говорить об ужесточении контроля не совсем корректно. Просто до недавнего времени система функционировала больше номинально, а вот с 8-го июля она действительно начала работать.
Изначально «Платон» запустили каким-то странным образом. Ространснадзору поручили штрафовать иностранных водителей, причем без доступа к базе автоматической фиксации нарушений, а ГИБДД — отечественных перевозчиков, и то только в случае автоматической фиксации бесплатного проезда.
При этом технических средств, как отмечали в ведомстве, для фиксации нарушений не хватало, а программное обеспечение не было подготовлено должным образом.
1-го января 2018-го года заработал единый федеральный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), а с 8-го июля и все полномочия по «поимке» как иностранных, так и местных неплательщиков перешли к одному ведомству — Ространснадзору.
Тем самым законодательные неувязки были устранены, технические возможности в виде ЦАФАП, 480 считывающих «рамок» и 100 специально оборудованных автомобилей объединены и задействованы — и система заработала так, как она, по сути, и должна была работать с самого начала.
Постановления о штрафе, как отмечают в Ространснадзоре, выписываются ЦАФАП автоматически, ЦАФАП, в свою очередь, имеет доступ к базе ГИБДД, а информационная система ГИБДД перед оформлением штрафа в обязательном порядке подтверждает каждое транспортное средство.
В общем, есть все основания говорить о том, что «усиленный» контроль за владельцами грузовых автомобилей тяжелее 12 тонн пришел не на время (так сказать, для острастки), а уже навсегда.