Откровение недели: перевозчики действительно обеспокоились ужесточением надзора в системе «Платон»

20 августа 2018 г.11:53

Перевозчики обеспокоились ужесточением надзора в системе «Платон»

15-го августа на официальном сайте системы «Платон» был опубликован отчет, который говорит о том, что все большее количество перевозчиков готовы платить за проезд по федеральным трассам. За прошедший с 15-го июля месяц в системе зарегистрировалось рекордное за все время ее функционирования количество пользователей. Что примечательно, 70% из вновь прибывших — физические лица.

Из важных событий недели также можно отметить очередное предложение по реформированию системы ОСАГО (на этот раз предлагают ограничить срок обращения за выплатами пятью днями) и обнаруженный Росстатом рост по грузообороту.

Но обо всем по порядку…

Перевозчиков выводят «из тени»

Кажется, уже можно говорить о том, что принятые Правительством решения по поводу системы «Платон» таки начинают давать ожидаемые от них результаты. По крайне мере, отчеты компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператора системы «Платон») на то четко указывают. По крайней мере, за последние два месяца.

Хотя Правительство, видимо, не уверенное в том, как перевозчики отреагируют на повышение тарифа, не рискнуло пойти на запланированную им на июль этого года индексацию, от планов повышения суммы сборов оно все равно не отказалось. А потому пообещало усилить контроль за неплательщиками, а в подтверждение своих обещаний назначило ответственным за контроль над сборами Ространснадзор.

До этого, отметим, в законодательстве не было четко прописано, какая именно структура должна контролировать внесение платы за проезд большегрузов по федеральным трассам. Считалось, что ловить неплательщиков должна ГИБДД. Она это и делала, но, как говорят даже сами перевозчики, чисто номинально.

Расчет Правительства, в принципе, весьма логичен: если уж не можем увеличить сборы за счет повышения тарифа, так добьемся достижения желанной суммы (а в бюджет на 2018-й год заложена сумма в 23 млрд. рублей, которая, что примечательно, рассчитывалась с учетом индексации) иным путем. Повышением собираемости штрафов и ростом числа регистрирующихся в системе перевозчиков.

Перевозчики, так, наверное, предполагалось, начнут активнее регистрироваться именно из-за боязни получения штрафов из-за проанонсированного, в свою очередь, ужесточения контроля.

Расчет Правительства, впрочем, оправдался.

Так, в предыдущем отчете значится, что за месяц с 15-го июня по 14-е июля в системе зарегистрировалось рекордное количество грузовиков.

Нынешний же отчет говорит о том, что за месяц с 15-го июля по 14-е августа к «Платону» приобщилось рекордное за все время его функционирования число пользователей.

Что самое интересное, 70% из вновь прибывших — это физические лица.

Тем самым, кстати, оправдывается еще один расчет Правительства. Ведь изначально система «Платон» вводилась не только для того, чтобы компенсировать причиняемый дорогам ущерб от большегрузов, но и ради того, чтобы вывести «из тени» нелегальных перевозчиков, основную часть которых составляют как раз таки физические лица.

Срок обращения за выплатами по ОСАГО хотят сократить до 5 дней

С таким предложением выступил Российский союз автостраховщиков (РСА). Свою инициативу автостраховщики объясняют тем, что сейчас срок обращения за выплатами по ОСАГО никакими временными рамками не ограничен, чем активно пользуются мошенники и недобросовестные посредники.

Они, мол, выкупают у пострадавших права требования, а затем специально оттягивают сроки обращения для того, чтобы страховой компании было сложно разобраться в нюансах произошедшего и она предпочла выплатить «страховку», нежели выплачивать потом вместе с ней еще и неустойку.

Впрочем, эксперты отмечают, что предложение РСА больше нацелено не на защиту от мошенников, а на упрочение финансового положения страховых компаний.

Ведь из-за отсутствия временных лимитов у страховых компаний возрастают резервы по незаявленным убыткам, размещение которых требует дополнительных расходов, и «возникают бумажные обязательства, которые нужно покрыть реальными активами».

Кроме того, автомобилистам, если ограничение все-таки будет введено, будет сложно вложиться в отведенный срок. Если они в течение 5 дней не успеют подать заявление, им необходимо будет объяснить, что именно помешало им это сделать. Если причину найдут недостаточно убедительной, в выплате будет отказано. От чего, естественно, выиграют страховые компании, но никак не страхователи.

Впрочем, пока еще рано говорить о том, что предложение РСА будет принято. На момент написания этого текста не последовало официальных комментариев ни от Министерства финансов, ни от Центробанка.

Кстати, напомним, что в течение последних нескольких месяцев систему ОСАГО буквально атакуют предложениями.

Так, Центробанк предложил расширить тарифный коридор, закрепить за каждым водителем единый коэффициент бонус-малус (т.н. «коэффициент аварийности») и ввести более детальную градацию коэффициента стажа и возраста водителя.

А Министерство финансов — сделать стоимость полиса одинаковой для всех регионов, увеличить срок действия полиса до трех лет и установить новый коэффициент, отвечающий за стиль вождения.

Все эти инициативы, как отмечается, нацелены на то, чтобы реформировать систему ОСАГО, сделав расчет стоимости полиса более индивидуальным.

Однако предложений поступило так много, что сразу решили провести парламентские слушания по ОСАГО (они пройдут 13-го сентября), выслушать мнения экспертов и тех, кто представляет интересы страховщиков и страхователей, а потом уже принимать какие-то конкретные решения.

Украина обещает не перекрывать транзит российских грузов по ее территории

Хотя прекратить пассажирское транспортное сообщение с Россией она, кажется, намерена всерьез.

По крайней мере, Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян уже не раз озвучивал это намерение и даже подтвердил, что соответствующий проект уже разработан и подписан. Проект предусматривает приостановку пассажирского железнодорожного и автобусного сообщения с Россией.

При этом Владимир Омелян обещает, что для транзита российских грузов по территории Украины никаких преград создаваться не будет, так как Украина чтит свои обязательства в рамках ВТО.

Сообщается, что разработанный Министерством инфраструктуры проект будет рассмотрен на заседании Правительства Украины после 24-го августа.

Российское же Министерство транспорта уверяет, что в случае принятия постановления у ведомства есть наготове ответный комплекс мер. Какие именно это меры — не уточняется.

Напомним: авиасообщение между странами было разорвано еще в 2015-м году. С 2016-го года для транзита украинских грузов существуют ограничения: проходить по территории России в сторону Казахстана и Кыргызстана они могут только под электронными навигационными пломбами.

Рост грузооборота автомобильного транспорта несколько замедлился

Росстат опубликовал отчет за 7 месяцев этого года, который свидетельствует о том, что грузооборот транспорта, в целом, продолжает расти. Если за первое полугодие 2018-го года рост составил 2,9% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), то за семь месяцев он прибавил еще 0,2%.

При этом, однако, рост грузооборота автомобильного транспорта несколько замедлился: за первые шесть месяцев он продемонстрировал показатели в 3,2%, за семь месяцев — 3%.

Впрочем, говорить о каких-то негативных тенденциях пока не приходится. Отрасль продолжает выходить из стагнации 2014-2015 годов.

Перевозить грузы между Казахстаном и Россией попробуют под навигационными пломбами

Пилотный проект, правда, затронет только перевозки табака и табачных изделий. Он продлится один месяц и запустится приблизительно 1-го сентября (но не позже этого срока).

Отмечается, что проект должен стать шагом на пути создания Единой системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС (маркировка товаров также является частью этой системы). Впоследствии к реализации подобных проектов должны приобщиться и другие страны Союза — Беларусь, Армения и Кыргызстан.

Кроме того, напомним, в России хотят весь железнодорожный и автомобильный транзит грузов пустить под электронными пломбами. Предполагалось, что нововведение заработает с 1-го июля этого года. Однако на данный момент соответствующий законопроект прошел в Госдуме только первое чтение.

Согласно ему, электронные навигационные пломбы будут устанавливать при въезде на территорию России. Их наложение, снятие и использование будут оплачивать либо грузоотправитель, либо грузополучатель, либо перевозчик.

Кроме того, предусматривается возможность электронного пломбирования и тех товаров, которые импортируются в Россию. Список таких грузов будет определять Правительство.

Вступит ли законопроект в силу, пока сказать сложно. Но если вступит, то, скорее всего, с 1-го января 2019-го года.

Участок дороги М-11 в обход Клина и Солнечногорска будет платным на протяжении 92 лет

Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которое устанавливает, что участки федеральной трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» с 58-го по 97-й километр и с 97-го по 149-й километр будут платными до 7-го июля 2110-го года.

Сколько именно придется заплатить за возможность проехать по новой дороге, пока не сообщается. ГК «Автодор», отвечающая за эксплуатацию трассы, говорит о том, что тарифы будут опубликованы перед официальным открытием участков.

При этом для обхода Клина и Солнечногорска, который якобы уже находится в 100-процентной готовности, срок открытия установлен на III квартал, а для участка с 97-го по 149-й километр — на осень этого года. К концу года вся трасса М-11 уже должна быть введена в эксплуатацию.

Напомним: 6-го июня было открыто движение по самому протяженному (с 334-го по 543-й километр) участку трассы. Действующими также являются участки дороги с 15-го по 58-й километр, с 208-го по 258-й километр (обход Торжка) и с 258-го по 334-й километр (обход Вышнего Волочка).

Срок их «платности» также ограничен 2110-м годом. Посмотреть тарифы можно здесь.

Трасса М-11 «Москва-Санкт-Петербург» построена как дублер федеральной дороги М-10 «Россия» для того, чтобы снять с нее часть нагрузки. Общая протяженность платной дороги составит 669 км.

Началось, наконец, строительство дороги в обход Казахстана

Сейчас жители поселка Русская Поляна, который находится в Омской области, вынуждены на пути к своему областному центру порядка 10 км проезжать по территории Казахстана.

Такой порядок, естественно, длится с тех самых пор, как Россия и Казахстан перестали быть частью одного целого. И до тех пор, пока Казахстан не пригрозил со следующего года закрыть для граждан России свободный транзит по этому участку дороги, ни региональные, ни федеральные власти менять этот порядок, кажется, не очень-то и собирались.

А вот когда Казахстан пригрозил, все быстренько завертелось: в бюджете региона нашли 718 млн. рублей (именно во столько, предположительно, обойдется строительство объезда), в начале августа определили подрядчика, а 15-го августа приступили к строительству.

С Казахстаном, кстати, договорились продлить свободный транзит до окончания строительства.

Новый участок протяженностью около 15 км пройдет от села Алабота до села Милоградовка. Его должны ввести в эксплуатацию в сентябре 2020-го года. С его введением дорога от Русской Поляны до Омска станет длиннее на 6 км (сейчас путь составляет порядка 140 км). Однако без строительства дороги с учетом действия запрета Казахстана местным жителям пришлось бы делать крюк через поселок Нововаршавка, что увеличило бы их путь до 220 км.