Итоги кризиса: по-старому работать уже не получится
15 февраля 2018 г.03:00
Данные Росстата показывают, что отрасль автомобильных грузоперевозок медленно, но верно выходит из кризиса. Так, грузооборот автомобильным транспортом по отношению к 2016-му году вырос на 1,2%, количество перевезенного груза увеличилось на 0,3%. И хотя цифры минимальны, положительная динамика, наметившаяся еще в прошлом году (+0,3% грузооборота и +1,4% количества перевезенного груза к итогам 2015-го), говорит о том, что нынешний рост не случайность, а вполне себе закономерное явление.
То, что цифры Росстата демонстрируют не номинальный, а фактический рост, подтверждают и транспортные компании. Андрей Савин, коммерческий директор транспортной компании TRAFT, отмечает, что в этом году они действительно почувствовали на себе рост рынка и смогли даже использовать его для форсирования других своих проектов — в частности, в области автоматизации логистики. «Кризисные явления, правда, еще заметны, однако увеличение объема и частотности заказов наблюдается у всех основных игроков рынка грузоперевозок».
Что примечательно, количество груза, перевезенного автомобильным транспортом, осталось практически на уровне 2016-го года (всего +0,3%). Ненамного, лишь на 1,2%, увеличился общий объем перевезенного груза. А это значит, что грузов на рынке больше не появилось и не за счет увеличенного предложения стал возможен рост грузооборота.
Постепенный выход из кризиса в значительной мере обусловлен поведением самих транспортных компаний, которые, проявив гибкость, смогли перестроиться на новые формы работы и дополнить «ассортимент» оказываемых услуг новыми сервисами. В частности, обратили внимание на активно развивающийся сегмент e-commerce.
E-commerce
Если еще совсем недавно транспортные компании предпочитали работать в секторе b2b, ориентируясь в основном на крупных грузовладельцев, нуждающихся в регулярной перевозке значительных объемов сырья и товаров, то последние, не очень сытые, годы сместили акцент в сторону b2c-сектора. При этом интерес транспортных компаний сконцентрировался, главным образом, в сегменте интернет-ритейла, что, впрочем, совсем не удивительно…
По оценкам АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), российский рынок e-commerce показывает сейчас весьма убедительные темпы роста. Только за первые шесть месяцев прошедшего года его объемы выросли на 22%, составив в денежном эквиваленте 498 млрд. рублей. Итоговая же годовая сумма, по предварительным данным, должна «пробить» потолок в 1,1 трлн. рублей. При этом сегмент трансграничной торговли демонстрирует еще более значительные темпы роста: в первом полугодии 2017-го года они составили 34%.
И хотя «Почта России» продолжает оставаться лидером по доставке интернет-заказов (ее доля на рынке превышает 65%), многие интернет-магазины и обычные покупатели, как отмечают эксперты, увидели в транспортных компаниях альтернативу, обеспечивающую более качественный сервис и клиентоориентированность.
Коммерческий директор транспортной компании TRAFT подтверждает, что требования заказчиков к качеству оказываемых услуг по перевозке грузов значительно выросли: «Фактор сохранности груза становится как никогда приоритетным. Россияне все чаще заказывают через интернет дорогие, хрупкие товары (предметы интерьера, люстры, лампы и пр.). И они готовы к тому, что с момента заказа товара до его доставки может пройти немало времени, но они не готовы к тому, что это время будет потрачено впустую и товар придет с дефектами».
В этом, кстати, по мнению экспертов, и кроется одна из возможностей для последующего роста и развития рынка грузоперевозок. За счет индивидуального подхода и ориентированности на потребности конкретного заказчика транспортные компании способны не только сохранить свою долю на рынке трансграничной торговли, но и в будущем «отбить» значительную часть заказов у традиционной почты, где за массовостью не всегда видят своего клиента.
Исследовательское агентство M.A. Research, проанализировав рынок транспортно-логистических услуг, пришло к выводу, что наиболее высокие темпы роста выручки (свыше 25%) демонстрировали именно компании (DPD, Pony Express, «КурьерСервисЭкспресс» и др.), работающие в сегменте интернет-ритейла.
В будущем, по прогнозам M.A. Research, рынок b2c будет расти за счет трансграничной торговли, в среднем, на 25% в год.
Потребность рынка в клиентоориентированном подходе, отмечает коммерческий директор компании TRAFT Андрей Савин, выражается также и в том, что в сегменте интернет-ритейла продолжает развиваться такой формат услуги, как дропшиппинг.
«Дропшиппинг — это схема работы, при которой закупка и доставка товара магазином происходит только после получения на него конкретного заказа от пользователя. Дропшиппинг наиболее востребован у малого бизнеса и стартапов, поскольку позволяет максимально экономить на логистических затратах. Эту модель используют также «бутиковые» магазины, поставляющие в Россию единичные экземпляры редкой техники (например, роботы-пылесосы, летательные дроны и т.п.).
Сейчас мы видим небольшой, но стабильный рост дропшиппинга и развиваем среди своих услуг и это направление тоже».
Сборные грузы
Услуга по доставке на одной машине небольших партий грузов от разных отправителей разным получателям (сборные грузоперевозки) стала пользоваться особенной популярностью в 2014-2015 годах, когда рынок «накрыло» после нефтяного и рублевого обвалов и компании стали вынуждены экономить как за счет закупки меньшего количества товаров и сырья, так и за счет стоимости доставки.
Тот факт, что грузооборот автомобильным транспортом растет, а общее количество перевезенного груза остается практически неизменным, свидетельствует о том, что сборные грузоперевозки по-прежнему востребованы.
Исследование, проведенное агентством M.A. Research, подтверждает: в последние годы именно сегмент сборных грузов отличается лучшими показателями развития. Так, в 2016-м году его темпы роста почти втрое превысили динамику рынка автомобильных перевозок. В 2017-м году опережающий рост продолжился и доля перевозок сборных грузов среди всех оказываемых транспортными компаниями услуг «пробила» планку в 20%.
К 2020-му году, по прогнозам M.A. Research, доля этого сегмента может достигнуть 24,6%. Росту будет способствовать: развитие интернет-торговли, экспансия торговых сетей и «эргономичное» поведение клиентов транспортных компаний, выражающееся в стремлении к снижению своих издержек.
Автоматизация, цифровизация и гибкость
«Выходу из кризиса, — отмечает Андрей Савин, — и отвоевыванию прежних позиций способствует и активное внедрение транспортными компаниями инструментов автоматизации логистики. Без этого на современном рынке, завязанном на логистических бизнес-процессах, просто не выжить».
При этом автоматизация отрасли развивается в двух направлениях: для оптимизации внутренних процессов и для создания принципиально иного уровня сервиса.
Внедрение CRM, ERP и других систем автоматического управления не только упрощает финансовый учет, документооборот, взаимодействие между всеми подразделениями компании, но и повышает качество обслуживания клиентов. Кроме того, используемые IT-решения, являясь также инструментом аналитики и прогнозирования, снижают зависимость транспортных компаний от сезонных пиков и спадов и позволяют им эффективно распределять свои ресурсы.
Коммерческий директор компании TRAFT подтверждает важность автоматизации и информатизации отрасли: «У нашей компании уже давно нет проблем с «просадочными» месяцами. Мы оцифровали нашу логистику с помощью программного обеспечения собственной разработки (система управления грузоперевозками TRAFT-Online), автоматизировали процесс прогнозирования заказов, их распределения и контроля. Сейчас мы заранее видим готовящиеся пики как сезонных, так и внесезонных групп товаров и гибко подстраиваем под объем заказов наших водителей, а также водителей, работающих с нами в качестве партнеров».
Исследование, проведенное компаниями Orange Business Services и iKS-Consulting, показывает, что наиболее заинтересованной в новых технологиях, и в IoT-решениях (интернет вещей) в том числе, является именно транспортная отрасль. На данный момент она лидирует как по темпам их внедрения, так и по объему средств (около 16% расходов), инвестируемых в эту сферу.
Такой интерес обусловлен сразу несколькими факторами. Во-первых, государственным регулированием (системы «Платон» и «ЭРА-Глонасс»). Во-вторых, тем, что в последнее время именно в сфере транспорта воплощаются самые смелые фантазии и идеи разработчиков по всему миру (беспилотные автомобили, летательные дроны и т.п.). А в-третьих, преимуществами, которые получают перевозчики от внедрения новых технологий, — сокращение издержек, повышение эффективности работы и привлечение новых клиентов за счет создания качественно нового уровня сервиса.
Так, сейчас одним из наиболее востребованных у транспортных компаний новшеств становится подключение автопарка к системе GPS-мониторинга. С одной стороны, она полезна для контроля внутренних процессов: позволяет в режиме онлайн отслеживать передвижение каждого автомобиля, составлять для него оптимальный маршрут, сокращать сроки перевозки, четко в них укладываться и пр. А с другой — делает доставку груза максимально удобной и «наглядной» для клиента.
Преимущества GPS-трекинга уже сейчас можно активно использовать при внутригородских перевозках и в сегменте интернет-ритейла. «Например, важно дать интернет-магазину и его конечным покупателям возможность моментально получать наглядную информацию о статусе своего заказа. Поэтому в течение ближайших двух-трех лет, — считает Андрей Савин, — системы мониторинга транспорта станут основой кастомизации 2.0. Покупатель сможет отслеживать доставку по карте, видеть трекинг конкретной машины, которая везет его товар, и, мгновенно изменив пункт назначения, «перехватить» ее на полпути, если она проезжает рядом с тем местом, где находится сейчас клиент и где ему удобнее получить свой заказ.
Такая гибкость — основа логистики будущего. Она позволит курьерским и логистическим компаниям ежегодно экономить огромные суммы (за счет отсутствия затрат на остаточную часть пути, которую можно будет не выполнять). А для клиентов откроется еще более «тонкая» возможность получать товар ровно тогда и где это удобно».
По прогнозам Orange Business Services и iKS-Consulting, к 2020-му году около 34% всего рынка интернета вещей придется именно на транспортную отрасль. Однако внедрение новых технологий среди отечественных автомобильных грузоперевозчиков происходит крайне неравномерно.
Если крупные транспортные компании уже давно автоматизировали свою работу и с интересом присматриваются, например, к таким новшествам, как беспилотные транспортные средства, то ИП и физические лица, работающие на себя, просто не имеют таких доходов, чтобы «вкладываться» в свое «цифровое» развитие.
Тренд на укрупнение
По подсчетам исследовательского агентства M.A. Research, с 2014-го года ускорился процесс укрупнения рынка автомобильных грузоперевозок и вытеснения из него мелких игроков.
Безусловно, на этот процесс в значительной мере повлиял кризис, из-за которого расходы перевозчиков увеличились, а доходы остались на прежнем уровне. Свою роль сыграла и система «Платон», начавшая принудительно выводить «нелегалов» из тени, в то время как для многих работать «вбелую» означало работать себе в убыток.
Однако вряд ли кризис можно считать непосредственной причиной «трансформации» рынка — он, скорее, «подхлестнул» то, что и так должно было произойти.
Мелкие перевозчики и тем более перевозчики, имеющие в своем распоряжении только одну машину, не могут демонстрировать такую же гибкость, как средние и крупные транспортные компании, и так же мгновенно подстраиваться под меняющиеся запросы и приоритеты клиентов.
Им гораздо сложнее организовать доставку сборных грузов, подстроиться под сезонные пики и спады, им невыгодно перевозить отдельные, мелкие, партии груза или единичные экземпляры товара (особенно если автопарк составляет 20-тонная фура), у них недостаточно свободных средств, которые можно было бы вложить в автоматизацию и внедрение технологических новинок и, как следствие, в создание клиентоориентированного сервиса.
Чтобы выжить в новых условиях работы мелким перевозчикам придется, скорее всего, «подключаться» к системам крупных транспортных компаний и на постоянной основе «вливаться» в их состав. Эта тенденция, кстати, наблюдается уже сейчас.
Несмотря на то, что на рынке автомобильных грузоперевозок в количественном соотношении по-прежнему значительно преобладают именно мелкие перевозчики (по разным оценкам, порядка 60-80% перевозчиков — это индивидуальные предприниматели, имеющие в своем распоряжении не более пяти машин), в стоимостном объеме только 15 топовых транспортных компаний держат свыше 10% рынка. Согласно исследованию M.A. Research, за последние два года эта цифра выросла с 11% до 13,2%. Ожидается, что в будущем темпы роста сохранятся.
Впрочем, окончательно «списывать» мелких перевозчиков пока еще рано: уровень оказываемого ими сервиса все еще соответствует запросам значительной доли клиентов — менее крупных и менее требовательных.
Что касается прогнозов, то большинство экспертов сходится на том, что в 2018-м году отрасль продолжит выходить из кризиса. Правда, некоторые опасаются, что решения на государственном уровне, призванные ужесточить контроль на рынке, могут ухудшить положение транспортных компаний и выбить из-под них нащупанные точки опоры.