Компенсации нефтяным компаниям точно увеличат

24 июля 2019 г.16:49

Компенсации нефтяным компаниям точно увеличат

Правительство РФ

В среду, 24-го июля, Государственная Дума в ускоренном режиме в окончательном чтении одобрила новую формулу демпфирующего механизма, по которой рассчитывается размер компенсаций нефтяным компаниям. В соответствии с ней выплаты нефтяникам из бюджета будут увеличены. Впрочем, расчет по «повышенной» формуле обещали в любом случае начать с 1-го июля этого года. Принятый законопроект закрепляет его задним числом.

Компенсации нефтяным компаниям, отметим, должны обеспечить необходимый уровень поставок топлива на внутренний рынок, а следовательно, отсутствие дефицита и связанного с ним роста цен. Считается, что при условии гарантированных дополнительных выплат из бюджета компании, несмотря на более привлекательную цену на нефтепродукты на мировых рынках, все равно не увеличат экспорт своей продукции.

Прошлой весной, когда в течение только одного месяца бензин подорожал чуть ли не на 6%, случилось именно это: на фоне подорожания нефти и снижения экспортных пошлин (а к 2024-му году в рамках т.н. «налогового маневра» они вообще должны обнулиться) нефтяники (а для них, как и для всех других компаний, основное — это получение прибыли) в разы увеличили поставки на экспорт. В итоге, внутри страны образовался дефицит топлива со всеми вытекающими.

Правительство постаралось учесть это обстоятельство и с 1-го января 2019-го года в рамках «налогового маневра» ввело демпфирующий механизм. В соответствии с ним нефтяным компаниям частично компенсируют прибыль, которую они могли бы получить, но не получили, поскольку какое-то количество топлива направили не на экспорт, а на внутренний рынок.

Всего за 5 месяцев этого года, как сообщалось ранее, нефтяникам дополнительно «выделили» из бюджета порядка 120 млрд. рублей. Однако этих средств, как оказалось, недостаточно.

В первом квартале этого года из-за снизившихся цен на нефть вышло так, что вместо компенсаций компании получили только убытки: демпфер, то есть, не сработал. Глава «Лукойла» Вагит Алекперов подсчитал, что к началу марта суммарный для всех размер «недокомпенсаций» составил около 15 млрд. рублей.

Вместе с тем по новой формуле дополнительные выплаты из бюджета за второе полугодие должны увеличиться приблизительно на 19 млрд. рублей от той суммы, которая изначально была заложена по старому расчету.

Новая формула

Одна из основных составляющих формулы демпфера — это коэффициент компенсаций. Сразу, с 1-го января и на весь этот год, его установили в размере 60%. Причем как для бензина, так и для дизельного топлива. С 1-го января следующего года он должен был снизиться до 50%.

В соответствии же с новым расчетом размер коэффициента, во-первых, увеличивается, а во-вторых, вводится отдельно для разных видов топлива. Для бензина до конца 2019-го года его повысят до 75%, для дизельного топлива — до 70%. С нового года он несколько снизится: до 68% и 65% соответственно.

Еще одна важная составляющая при расчете — условная внутренняя оптовая цена. Ее отнимают от средней экспортной цены, разницу (то есть именно столько компания могла бы еще получить за тонну топлива, отправив ее на внешний рынок) умножают на объем произведенного нефтепродукта и на коэффициент компенсаций.

Очевидно: чем больше разница между экспортной и условной ценой, тем выше размер компенсаций. Чтобы эту разницу увеличить, с 1-го июля этого года условную внутреннюю цену для тонны бензина снижают на 5 тыс. рублей — с 56 тыс. до 51 тыс. рублей. Для тонны дизельного топлива — на 4 тыс. рублей, с 50 тыс. до 46 тыс. рублей.

При этом остается положение, которое, в принципе, может исключить выплаты по демпферу. Если средняя реальная внутренняя цена бензина на 10% (а дизельного топлива — на 20%) превышает условную внутреннюю цену, то коэффициент компенсаций обнуляется.

«Дыры» в бюджете

Такой новый расчет, естественно, требует дополнительных средств из бюджета (повторимся: порядка 19 млрд. рублей), которые, принимая бюджет осенью прошлого года, никак не учитывали.

Сейчас их возьмут из Фонда национального благосостояния, однако потом расходы фонда покроют за счет самих же нефтяников.

Так, принятыми сейчас поправками в Налоговый кодекс расширяют понятие «средние дистилляты». Иными словами: те нефтепродукты, в том числе газойль и мазут, которые сейчас не облагаются акцизами, попав в «разряд» средних дистиллятов, начнут ими облагаться.

Плюс, будет также увеличена ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если на данный момент при расчете размера выплат по налогу специальный бинарный коэффициент за бензин равен 125, то с 1-го октября и до конца этого года он повысится до 200, за дизельное топливо — со 110 до 185.

Если бы не демпфер

На пересмотре формулы демпфера, подчеркнем, настаивали сами нефтяники, а Правительство, в принципе, не могло им отказать.

В первом полугодии, когда компании не получили тот размер компенсаций, на который рассчитывали, контроль за их действиями (в частности, достаточными поставками топлива на внутренний рынок) еще можно было осуществлять с помощью подписанного в ноябре прошлого года соглашения (известного как соглашение о «заморозке» цен), однако с 1-го июля соглашение утратило свою силу.

Продолжать сдерживать цены, продлевая договоренности (а в свое время их уже на 3 месяца «просрочили» — с 1-го апреля до 1-го июля), было бы чревато для экономики. Просто отменить договоренность, не пересмотрев формулу демпфера, значило побудить нефтяные компании, уже понесшие потери, искать компенсации другим путем: усиливая экспорт и поднимая розничные цены на топливо.

При этом в марте в Правительстве сообщали о том, что хотят ввести новый механизм — лицензирование экспорта: компании смогли бы осуществлять экспортные поставки только после того, как выполнили бы свои обязательства по наполнению внутреннего рынка. По сути, этот механизм сделал бы ненужным применение демпфера, однако сейчас о нем, в принципе, уже не заговаривают.

Отменить демпфер мог бы и т.н. «гибкий» акциз на бензин и дизельное топливо. Варианты его внедрения тоже рассматривали. Нефтяные компании, к слову, против него не возражают. Однако так как «гибкий» акциз, который должен зависеть от цены на нефть на мировом рынке, подразумевает не только увеличение (как сейчас), но и снижение ставки, Министерство финансов от него отказалось.

Его введение, стоит подчеркнуть, было бы чревато не столько для федерального, сколько для региональных бюджетов: дорожный фонд субъектов РФ в большой степени формируется именно за счет акциза, а к 2024-му году уже все 100% от него должны зачисляться на региональные дороги.

Вместе с тем эксперты сомневаются, будет ли работать новая формула при цене на нефть выше 80 долларов за баррель. В таком случае возможная прибыль будет для нефтяных компаний настолько притягательна, что они все равно увеличат экспорт. Хотя бы потому, что демпфер обеспечивает им не полную, а частичную компенсацию потерь.

Ускоренными темпами

Отметим также, что поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие новую формулу расчета компенсаций, Государственная Дума приняла в рекордные для себя сроки. Законопроект был внесен на ее рассмотрение 12-го июля, а окончательное чтение состоялось уже через 12 дней.

Такая спешка, впрочем, неудивительна: с 29-го июля нижняя палата парламента уходит на каникулы, а поправки действуют уже сейчас.

То есть: решение Государственной Думы стало решением «задним числом», так как с 1-го июля Правительство обещало в любом случае начать выплачивать компенсации по новой формуле.

Добавим также, что эта новая формула предусматривает и дополнительные выплаты для тех, кто поставляет бензин и дизельное топливо в регионы Дальнего Востока: плюс 2 тыс. рублей на каждую тонну отправленных нефтепродуктов.