Чем нам запомнилась уходящая неделя? Обилием железных дорог и санкций

21 июня 2024 г.16:09

Официальный сайт Кремля

Прошедшая неделя, правда, тоже отличалась новыми санкционными ограничениями в отношении России: их ввели США и Великобритания. На этой неделе о новых рестрикциях объявили Япония и Южная Корея. На завершающем этапе принятия находится и 14-й пакет санкций ЕС. Россия же в это время углубляет сотрудничество с КНДР и планирует увеличение железных дорог в сторону Китая. Китай от этого, конечно, не отказывается, но одновременно реализует и проекты в обход России.

А теперь обо все этом немного подробнее...

Японские санкции

На самом деле в этот раз пакет санкционных ограничений от Японии не выглядит таким уже объемным. В том смысле, что они главным образом затронули отдельные компании и предприятия, в том числе из других стран, и, например, не расширили перечень товаров, запрещенных к экспорту в РФ.

В отличие от США и ЕС, Япония пока не вводит и ограничения в отношении производства и транспортировки российского сжиженного природного газа (СПГ).

Всего под новые санкции попали 42 организации из России и 11 иностранных компаний. В числе последних наиболее объемным является список из КНР (семь юридических лиц). В санкционный перечень также вошли по одной компании из ОАЭ, Индии, Казахстана и Узбекистана.

Южнокорейские санкции

Южная Корея пока официально свои санкции не ввела, но уже твердо объявила о своем намерении. Причиной расширения действующих ограничений, кстати, называется встреча глав России и КНДР и подписание между ними договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который подразумевает оказание военной помощи в случае агрессии против одной из сторон.

При этом Южная Корея только включением новых лиц в санкционный список ограничиваться не собирается. В результате новых рестрикций сразу на 243 позиции будет расширен перечень товаров, запрещенных к поставкам в Россию.

Правда, хотя бы примерный срок принятия новых санкций пока не называется.

Европейские санкции

Над своим 14-м санкционным пакетом Еврокомиссия работала в течение нескольких месяцев, но сейчас он уже совсем близок к принятию. Так, на днях новые ограничения согласовали послы стран ЕС, а к 25-му июня, как ожидается, его уже должны утвердить окончательно.

Конкретные меры, которые будет включать в себя 14-й санкционный пакет, пока не озвучиваются. Однако отдельные слухи и официальные заявления уже доходят.

Так, например, общеизвестно, что Еврокомиссия собирается ограничить производство российского СПГ и его транспортировку в третьи страны через порты стран ЕС. В связи с этим под санкции попадут такие проекты, как «Усть-Луга – 2», «Мурманск» и «Арктик СПГ – 2».

Еще одной ключевой мерой, в том числе и для европейских компаний, станет усиление контроля над теми компаниями из ЕС, чьи «дочки» все еще продолжают работать в России. Правда, каким именно будет это усиление и приведет ли к полному уходу европейских компаний из России, пока непонятно.

Кроме того, предполагаются какие-то шаги с тем, чтобы закрыть лазейки в банковских ограничениях и привести санкционный режим в отношении Беларуси в соответствие с антироссийским. С последней целью, например, в Беларусь планируют запретить поставки предметов роскоши и еще некоторых товаров двойного назначения, а из Беларуси ограничить импорт нефти, газа, золота и алмазов, имеющих, скорее всего, российское происхождение.

Что касается собственно логистики, то раньше европейские СМИ сообщали о том, что якобы рассматривается вопрос запрета на работу в ЕС тем транспортным компаниям, которые имеют не менее 25% российского капитала.

Впрочем, какими точно будут новые санкционные ограничения от ЕС, мы узнаем довольно скоро...

Новые железные дороги в сторону Китая

Здесь, во-первых, планируют построить еще один железнодорожный пункт пропуска. Он разместится возле Приаргунска в Забайкальском крае. Договоренности с Китаем якобы уже достигнуты, но для запуска транспортного перехода необходимо не только построить непосредственно сами приграничные объекты со всей сопутствующей инфраструктурой, но и проложить 192 км железнодорожной линии до Транссиба.

Вторым проектом (правда, на протяжении уже нескольких лет) рассматривается строительство железной дороги «Курагино-Кызыл» в Тыве и ее доведение до китайского города Урумчи. Если проект реализуют, то новая магистраль пройдет и через Монголию и тем самым расширит транспортные связи с еще одной т.н. «дружественной» страной.

Хотя... Просто для понимания: дорогу «Курагино-Кызыл» пытались построить еще в 2011-м году, когда символично проложили 1 км путей. Засим ее строительство и прекратилось...

Впрочем, на фоне новой геополитической ситуации проект могут реализовать гораздо быстрее.

И еще одна важная для России железная дорога

Речь идет о железной дороге «Решт-Астара», которая свяжет между собой Иран и Азербайджан и тем самым обеспечит полноценное железнодорожное сообщение по западной ветке транспортного коридора «Север-Юг». Сам же коридор «Север-Юг» является одним из приоритетных для России, которая на фоне западных санкционных ограничений вынуждена переориентироваться на рынки Азии и Африки. Плюс, он открывает ей дополнительный выход к морю — через иранские порты.

На этой неделе, 20-го июня, в эксплуатацию ввели первый этап железной дороги «Решт-Астара» — от Решта до порта Каспиан на Каспийском море (37 км).

Общая же протяженность магистрали составит 162 км. Ее обещают запустить к концу 2027-го года.

Кстати о транспортном коридоре «Север-Юг»

Здесь тоже есть еще о чем сказать...

Во-первых, к транспортному коридору планирует присоединиться Пакистан. Это как минимум откроет для России еще один выход к морю. Тем более что автомобильные перевозки (хотя и в тестовом режиме) между странами уже запущены, а в ноябре 2022-го года между ними было подписано и межправительственное соглашение, упрощающее автомобильную доставку товаров.

А во-вторых, Иран к 2026-му году обещает модернизировать автомобильный пункт пропуска «Астара» на границе с Азербайджаном. Сейчас его провозные возможности не соответствуют даже тому потоку, который проходит через российско-азербайджанскую границу, из-за чего использование западной ветки транспортного коридора «Север-Юг» сильно ограничено.

Так а что же Китай?

Китай, естественно, готов реализовывать все те российские инициативы, которые расширяют и его логистические возможности. Однако одновременно он не против строить дороги и в обход России.

Так, например, сейчас идет активная работа над строительством железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». В начале июня представители трех стран подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта — а уже на этой неделе, менее чем через две недели, парламент Кыргызстана ратифицировал этот документ.

Железная дорога не только соединит территории трех стран. И не только даст Китаю дополнительный выход на страны Азии. Но и откроет для КНР альтернативный маршрут к странам Европы. В обход России.

К строительству магистрали протяженностью 454 км рассчитывают приступить уже в октябре 2024-го года.

Плюс, Китай и Кыргызстан будут строить еще один (третий по счету) автомобильный пункт пропуска на совместной границе. Представители двух стран уже обменялись дипломатическими нотами по этому поводу.

И еще об одном санкционном сотрудничестве

Россия и КНДР подписали соглашение о строительстве трансграничного автомобильного моста.

Сейчас на границе между странами, которая проходит по реке Туманная, действует только один железнодорожный мост «Дружба». Автомобильный мост, получается, должен расширить возможности транспортного сообщения между Россией и Северной Кореей.

Ранее, кстати, эксперты довольно скептически относились к реализации этого проекта. Мол, КНДР под санкциями и между странами нет того объема торговли, чтобы возводить еще один мост. Но с введением объемного санкционного режима в отношении России ситуация, видимо, изменилась...