Удивление недели: российскую логистику признали лучше. Лучше, но не лучшей

30 июля 2018 г.12:54

На прошедшей неделе мы с удивлением обнаружили, что по Индексу эффективности логистики Россия взобралась аж на 75-е место. («Аж», потому что до этого она еле протискивалась в первую сотню, занимая то 90-е, то 99-е места.) А законодатели наконец-то приняли закон о таможенном регулировании.

Про повышение НДС, правда, они тоже не забыли…

Скачок в 24 пункта

Россию в кои-то веки оценили если не по достоинству, то уж точно лучше прежнего. В рейтинге Индекса эффективности логистики (он составляется Всемирным банком каждые два года) наша страна гордо взгромоздилась на 75-ю позицию. До этого, стоит подчеркнуть, ее лучшим местом было 90-е. А в предыдущем отчете (за 2016-й год) ей и вовсе отвели 99-ю строчку.

Что же произошло за каких-то два года? Может, российские таможенники стали более дружелюбными и менее подкупными? По крайней мере, именно в оценке эффективности таможенного и пограничного контроля наша страна показала наибольший прогресс — от 2,01 балла в 2016-м до 2,42 в 2018-м.

Повысились также оценки качества инфраструктуры и прослеживаемости грузов. Непонятно, правда, что с последним показателем будет дальше, ведь сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, который в случае своего принятия обяжет всех, кто везет грузы транзитом через Россию, опечатывать свои транспортные средства электронными навигационными пломбами.

С одной стороны, они, поскольку снабжены системой ГЛОНАСС, должны обеспечить лучшую сохранность грузов, однако с другой — рискуют повысить стоимость перевозки и растянуть сроки доставки товаров. Пломбы, за наложение, снятие и обслуживание которых платить будут либо перевозчик, либо грузоотправитель или грузополучатель, необходимо еще установить на въезде в страну и снять на выезде.

Что касается Индекса эффективности логистики, то его нередко обвиняют в субъективности. Дескать, потому, что он составляется не на основе отчетов различных провластных ведомств и служб, а на основе опросов непосредственно тех, кто занимается доставкой грузов, и складывается из «показаний» как местных, так и международных компаний.

Хотя, как на наш взгляд, в таком методе объективности все-таки будет побольше, нежели в пафосных служебных рапортах.

То есть, можно сделать вывод, в России за два года что-то все-таки действительно изменилось.

А вот в Германии, кстати, ничего не меняется: эта страна уже в четвертый раз занимает первую строчку в рейтинге. Для сравнения: ее суммарный балл равен 4,20 (из пяти максимальных), российский — 2,76.

В «копилку» к Индексу — новый закон о таможенном регулировании

В четверг, 26-го июля, Государственная Дума, наконец-то, приняла законопроект о таможенном регулировании. Сделать она это должна была еще в конце прошлого года, однако документ к тому моменту подготовить не успели.

Знали, что с 1-го января 2018-го года должен вступить в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС, знали, что национальное законодательство должно ему соответствовать, однако все равно не успели.

Законопроект был отправлен на рассмотрение в Госдуму только 28-го апреля. То есть тогда, когда уже почти пять месяцев действовал новый Таможенный кодекс, который, на минуточку, содержит положения, прямо отсылающие на национальное законодательство, которое, в свою очередь, уже устарело.

Ведь новый Кодекс внес в таможенную сферу не только номинальные, но и действительные изменения. Взять хотя бы институт уполномоченных экономических операторов (УЭО): вместо одного внедрили три типа УЭО, предоставив каждому свой набор упрощений и предъявив свой набор требований.

Правда, на время переходного периода успели закрепить верховенство Таможенного кодекса над национальным законодательством и «разрешили» Министерству финансов уточнять своими актами не прописанные напрямую в Кодексе положения.

Переходный период, кстати сказать, еще не завершился: прежде чем законопроект о таможенном регулировании станет законом, он должен еще пройти согласование в Совете Федерации и у Президента.

При общем «одобрямс» он вступит в силу по истечении 30 дней со дня своего официального опубликования (когда состоится официальное опубликование, еще, естественно, неизвестно). Однако некоторые его положения начнут действовать только с 1-го января 2019-го (организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков) или с 1-го января 2020-го года (электронная форма консультирования).

Парламентарии окончательно утвердили повышение ставки НДС до 20%

Этот законопроект, в отличие от предыдущего, приняли гораздо быстрее. Только в июне этого года Правительство поделилось своими планами насчет повышения НДС до 20%, как уже к концу июля повышение одобрили сразу в трех чтениях.

Повышенная ставка начнет действовать с 1-го января 2019-го года. Сообщается, что этот маневр даст бюджету дополнительные 620 млрд. рублей в год (видимо, других способов компенсировать расходы, понесенные за время резкого снижения цен на нефть, не нашли).

При этом льготная ставка НДС в размере 10% сохранится. До 2025-го года будет также действовать нулевая ставка для пассажирских перевозок в Крым и обратно и для внутренних воздушных пассажирских перевозок по Дальневосточному федеральному округу.

Вместе с повышением НДС, однако, будет снижен совокупный тариф страховых взносов (с 34 до 30%), а тариф страховых взносов в Пенсионный фонд закреплен в своем нынешнем льготном размере в 22%.

Изменятся правила регистрации транспортных средств

Одно из основных нововведений — возможность зарегистрировать транспортное средство у автодилера, получившего статус «специализированной организации». При этом сообщается, что присваивать автомобилю его номер будут только «регистрационные подразделения» МВД, а вот выдавать знак, содержащий этот номер, смогут и в автосалоне.

Обращаться можно будет в любое «регистрационное подразделение» МВД, «вне зависимости от места жительства или места нахождения». Зарегистрировать автомобиль можно будет также через портал госуслуг.

Кроме того, будет создан единый государственный реестр транспортных средств, выписку из которого смогут получить все «заинтересованные лица или организации».

До 2020-го года продлевается программа льготного автомобильного лизинга

Напомним: программа была запущена в 2015-м году. Она предусматривает возможность приобретения автомобиля в лизинг на льготных условиях — «с авансовым платежом, уменьшенным на 10% от стоимости техники». Потери в виде суммы, эквивалентной этим 10%, лизинговой компании возмещаются из федерального бюджета.

Программа действует как для легкового, так и для грузового автотранспорта. Единственное — приобрести в лизинг можно только относительно новый автомобиль. Так, в 2018-м году заключить договор можно только на то транспортное средство, которое имеет паспорт, выданный не ранее 1-го декабря 2017-го года.

Считается, что за три года продленного действия программы должно быть реализовано не менее 13,4 тыс. автомобилей.

Она, кстати, призвана также помочь обновить отечественный грузовой автопарк, средний возраст которого, по последним данным, превышает 19 лет.

Стоимость полиса ОСАГО хотят отвязать от региона

Соответствующие поправки в закон «Об ОСАГО» подготовило Министерство финансов. Они предлагают, во-первых, сделать стоимость полиса ОСАГО одинаковой для всех регионов, во-вторых, отвязать его от мощности автомобиля, а в-третьих, ввести коэффициент, отвечающий за стиль вождения автомобилиста. Этот коэффициент будет учитывать частоту нарушения ПДД, а также скорость движения, резкость совершаемых маневров и пр.

Изменения, как отмечается, проводятся в рамках заявленной реформы тарифообразования в ОСАГО, цель которой — расчет индивидуальной цены полиса ОСАГО для каждого водителя.

Реформа должна проводиться в два этапа. Первый этап — расширение тарифного коридора. По этому поводу, кстати, Центробанк уже публиковал свои предложения. Так, для грузовых автомобилей массой менее 16 тонн тарифный коридор должен «растянуться» от 2 807 до 5 053 рублей (сейчас — от 3 059 до 4 211 рублей), для грузовых автомобилей массой свыше 16 тонн — от 4 227 до 7 069 рублей (сейчас — от 5 284 до 6 341 рублей).

Кроме того, Центробанк предлагает ввести годовое значение коэффициента бонус-малус (сейчас каждый раз после окончания действия последнего договора ОСАГО он рассчитывается заново) и сделать более детальным коэффициент, учитывающий возраст и стаж водителя.

Планировалось, что предложения Центробанка начнут действовать уже этим летом, однако по техническим причинам их вступление в силу переносится на осень.

Второй этап реформы — это как раз таки «отвязка» стоимости полиса от региона. В своем документе Минфин также хочет увеличить срок действия полиса с одного года до трех лет и установить лимиты выплат в 500 тыс., 1 млн. или 2 млн. рублей (сейчас 400 тыс. рублей за вред имуществу и 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью).

Проведение второго этапа реформы запланировано, правда, только на лето 2019-го года.

Министерство энергетики пообещало, что топливо в 2019-м году подорожает исключительно в пределах инфляции

Инфляция, кстати, по прогнозам, должна составить около 4,3%. Напомним: только за несколько месяцев с начала этого года бензин подорожал на 8%, дизельное топливо — на 8,5%.

Хотелось бы, конечно, верить обещаниям Минэнерго. Но как быть с т.н. «налоговым маневром», который должен начать действовать с 1-го января 2019-го года, и с полуторакратным повышением (тоже с 1-го января 2019-го года) акцизов на топливо?

Ведь акциз — это приблизительно треть стоимости топлива. А «налоговый маневр» — риск дефицита топлива на внутреннем рынке.

«Налоговый маневр» подразумевает постепенное, в течение шести лет, снижение экспортной пошлины на нефтепродукты до нуля и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых.

И именно «налоговый маневр» (снижение размера экспортной пошлины происходит с 2015-го года) не в последнюю очередь посодействовал нынешнему росту цен на топливо, когда в условиях подорожания нефти и уменьшения таможенной нагрузки сделал экспорт куда как более привлекательным.

Тогда рост цен удалось остановить только усилиями нефтяных компаний и давлением Правительства: оно просто «попросило» нефтяников «заморозить» цены, припугнув их в случае непослушания повышением экспортной пошлины.

Не повторится ли ситуация и в новом году? Особенно если для того имеются все необходимые условия?

Министерство транспорта вспомнило о том, что бортовые устройства системы «Платон» надо менять каждые три года

Новость, конечно, не очень приятная (она добавляет хлопот транспортным компаниям, особенно тем, которые имеют внушительный автопарк), однако паниковать не стоит.

Замену бортового устройства, как, впрочем, и его первоначальную установку, будут проводить бесплатно. А ее необходимость вызвана не столько желанием в очередной раз «прижать» перевозчиков, сколько требованиями ФСБ к средствам криптографической защиты информации. Считается, что они могут обеспечивать передачу достоверных и некорректируемых данных только в течение трех лет.

В соответствии с вынесенным на обсуждение Постановлением Минтранса замена бортовых устройств системы «Платон» начнется с сентября этого года. На первом этапе необходимо будет обменять порядка 250 тыс. приборов.