Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2020 года

Не прошло и полгода: Госдума приняла закон о таможенном регулировании

26 июля 2018 г.20:00

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении инициированный Правительством законопроект о таможенном регулировании, сообщает ТАСС. Документ разработан в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС 1-го января 2018-го года и предусматривает базовые условия для упрощения таможенных процедур.

Закон о таможенном регулировании, напомним, должен был быть принят еще в декабре прошлого года и вступить в силу вместе с Таможенным кодексом ЕАЭС. То есть тоже с 1-го января 2018-го года. Однако исполнительная власть не смогла вовремя его подготовить: задержки в работе объяснялись нерасторопностью Кыргызстана, чей парламент не спешил ратифицировать соответствующий договор и сделал это только 27-го декабря.

Единственное, что предпринял российский парламент, — внес поправки, закрепляющие приоритет Таможенного кодекса ЕАЭС и разрешающие Минфину на время переходного периода уточнять таможенные нормы, не прописанные напрямую в Кодексе, своими актами.

Стоит уточнить: Таможенный кодекс ЕАЭС содержит положения, отсылающие к нормам национального законодательства, а национальное законодательство вот уже полгода как устарело.

Новый законопроект о таможенном регулировании был готов только через четыре месяца и поступил на рассмотрение в Государственную Думу 28-го апреля.

Суть изменений

Законопроект вводит приоритет автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулирует применение механизмов «единого окна», повышает эффективность института уполномоченных операторов, допускает возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров. Одновременно документ направлен на повышение эффективности таможенного администрирования и повышение собираемости таможенных платежей.

Он также предусматривает возможность применения отсрочки при уплате таможенных платежей в 1 месяц для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения, расширяет возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращает сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до 1 дня — срок проведения таможенного досмотра.

Проведению таможенных экспертиз дали предельный срок в 4 месяца, камеральным таможенным проверкам — в 90 дней. По аналогии с законодательством о налогах и сборах проверяемым лицам предоставили возможность предъявить возражения таможенным органам по результатам таможенных проверок и обжаловать соответствующие решения.

Снижение издержек для бизнеса при повышении контроля

Принятый законопроект устанавливает условия, при которых таможенный представитель может использовать часть своего собственного обеспечения в счет исполнения обязательств клиентов по конкретной таможенной декларации. Введена также норма, допускающая исполнение обязанности по уплате таможенных платежей третьими лицами.

Новое таможенное законодательнство дает возможность использовать новый механизм уплаты таможенных платежей в интернет-торговле с помощью единого оператора и в отношении всех товаров. Предусматривается, что требования к операторам таможенных платежей будут устанавливаться Правительством РФ. Как отметил ранее заместитель главы Министерства финансов Илья Трунин, закон о таможенном регулировании отвечает требованиям Таможенного кодекса по снижению издержек для бизнеса при общем повышении эффективности таможенного контроля.

Поправки ко второму чтению

Ко второму чтению законопроект был дополнен существенными поправками. Так, в соответствии с ними Правительство вправе определять перечень и порядок представления данных таможенной статистики внешней торговли РФ, включая сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, государственным институтам развития для выполнения возложенных на них функций. Государственные институты развития принимают необходимые меры по защите от неправомерного доступа и распространения полученной информации и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством РФ.

Федеральные власти вправе безвозмездно передавать изъятые на таможне и обращенные в федеральную собственность санитарно-гигиенические и медицинские изделия, скоропортящиеся продукты, детское и лечебное питание, а также одежду, обувь и другие предметы первой необходимости в органы соцзащиты, медицинским и образовательным организациям.

Принятый законопроект также устанавливает требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазинов беспошлинной торговли, порядок их учреждения и функционирования. Правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли будут также устанавливаться Правительством РФ. В случаях, определенным Кабинетом министров, на товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, может наноситься маркировка.

У таможенного представителя появится право уплачивать таможенные платежи в отношении товаров, ввозимых физическими лицами: это относится как к гражданам РФ, так и к иностранным туристам, а также к иностранным специалистам, работающим в РФ.

Поправками урегулирован вопрос, касающийся приостановки деятельности таможенного представителя: Министерству финансов предоставляется право в кратчайший срок включать обратно в реестр таможенного представителя в случае, если им устранены нарушения. В соответствие с Таможенным кодексом ЕАЭС приведен вопрос о ввозе многокомпонентных товаров в рамках одной внешнеэкономической сделки. «Принятие этой поправки допустит возможность упрощения процедуры ввоза многокомпонентного оборудования российскими промышленными компаниями для особо важных отраслей экономики, в том числе оборудования, которое не производится в РФ», — отметил член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Сергей Чижов.

В соответствие с Таможенным кодексом также приведены вопросы маркировки товаров, более детально прописаны полномочия таможенных органов по проверке маркировки. Проверка будет проводиться только в отношении акцизных марок, контрольных знаков и иных средств идентификации, в том числе при обнаружении признаков их подделки.

Законопроект должен вступить в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования, до официального опубликования документ еще должен утвердить Совет Федерации и Президент. Некоторые его положения начнут действовать позже: например, порядок организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков — с 1-го января 2019-го года, электронной формы консультирования — с 1-го января 2020-го года.