Без паники: бортовые устройства системы «Платон» просто заменят на новые
26 июля 2018 г.18:47
Во вторник, 24-го июля, стало известно, что пользователей системы «Платон» хотят обязать каждые три года менять бортовые устройства на новые. И пока официальные лица готовили свои комментарии, другие лица убедительно сетовали: все, мол, теперь тарифы на перевозку вырастут, цены в магазинах тоже — и вообще, отрасль погрузится в глубокую кризисную яму…
Сейчас уже представители Минтранса и оператора системы разъяснили: бортовые устройства будут заменяться на новые бесплатно. Однако непонятно, с чего вдруг вообще появились предположения, что за эту процедуру станут брать деньги?
Ведь до сих пор бортовые устройства системы «Платон» устанавливались на отечественные большегрузы даже без внесения залоговой стоимости. Перевозчики подписывают договор безвозмездного пользования, где единственное, за что обязуются заплатить, так это за прибор (порядка 6 800 рублей) в случае его утраты, порчи и прочее. Ни за установку, ни за обслуживание, ни за что-то подобное никто ничего не платит.
Замена бортового устройства будет проходить, в принципе, по тому же сценарию.
Впрочем, все-таки понятно, почему вокруг «Платона» в очередной раз решили устроить «мини-панику»: слишком уже эта благодатная на подвохи тема, чтобы не попытаться обнаружить в ней еще один подвох.
Однако не в этот раз.
Министерство транспорта, инициировавшее обязательную замену бортовых устройств, объяснило ее следующим образом: у установленных в бортовом устройстве средств криптографической защиты информации (СКЗИ) срок действия исчисляется тремя годами. По истечении этих трех лет передаваемые данные становится легче подкорректировать, из-за чего они могут быть недостоверными.
Компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», оператор системы «Платон», была в своих разъяснениях несколько точнее: необходимость замены вызвана требованиями ФСБ к средствам криптографической защиты информации.
Мол, нравится или не нравится, но разрешенный срок их эксплуатации составляет именно три года. В любой сфере, а не только касаемо «Платона».
И действительно, возьмите хотя бы тахографы с блоком СКЗИ, которыми сейчас должны быть оснащены все грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонн.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г. срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа исчисляется все теми же тремя годами (п. 90 Приказа). Срок действия квалифицированных сертификатов карт водителей — тоже (п. 91 Приказа).
То есть: блок СКЗИ в тахографе тоже следует менять каждые три года. Но если для его извлечения тахограф можно «разобрать», то с бортовым устройством системы «Платон» такое не сработает. Его необходимо вернуть целиком.
Вот, собственно, и все «закулисные заговоры Ротенберга».
Почему об обязательной замене бортовых устройств вспомнили только сейчас?
На самом деле, это достаточно легко объясняется. Забыли. Просто забыли.
Так спешили тогда, три года назад, внедрить систему «Платон», что где уж там было вспомнить о требованиях ФСБ! (Кстати, перевозчики, решившие первыми зарегистрироваться в системе, должны помнить, как сразу вообще бортовых устройств на всех не хватало и за ними приходилось еще выстаивать в очередях.)
А на протяжении трех лет действия системы, памятуя об акциях протеста, перевозчиков, видимо, просто боялись лишний раз потревожить. Тянули до тех пор, пока срок «годности» СКЗИ не стал поджимать.
В общем, бывает такое и с «Платоном», что замена бортового устройства — это просто замена бортового устройства. Без каких-либо подвохов, заговоров и «происков империалистов».
И единственное, чем она обернется для перевозчиков, так это дополнительными заботами. Особенно если парк состоит из сотен автомобилей и бортовые устройства на них устанавливались не одновременно.