Чего ждать от нового Таможенного кодекса?
28 декабря 2017 г.20:51
Итак, с нового года вступает в силу новый таможенный документ — Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответствующее совместное заявление было подписано главами всех пяти государств — России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана — еще осенью и уже тогда «как бы намекало»: в этот раз никаких разногласий и проволочек еще на полгода не предвидится. Однако после того как 27-го декабря парламент Кыргызстана, долго тянувший с ратификацией договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, проголосовал-таки за принятие закона, исчезли последние сомнения. А это значит, что с 1-го января 2018-го года нас точно ждут новые таможенные правила.
Впрочем, вряд ли эти правила (за исключением нескольких положений) можно считать кардинально новыми. Эксперты и представители бизнеса, наоборот, даже отмечают, что ожидали от документа большего прорыва. Так, Галина Баландина, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, назвала Кодекс ЕАЭС косметическим ремонтом отношений участников ВЭД с государственными органами (и ФТС в первую очередь), но никак не их модернизацией: «В Кодексе сделан большой шаг вперед, но не дан ответ на те вызовы, которые участники ВЭД вправе ставить перед таможней, поэтому его не стоит считать прорывным документом. Получилось более подробное описание действующих бизнес-процессов, которые, наверное, следовало бы пересмотреть в эпоху новых возможностей, предоставляемых цифровой экономикой».
И действительно, первое, что замечаешь, сопоставляя два кодекса, так это то, сколько внимания уделено формулировкам и структурированию содержания нового документа. Понятийный аппарат изменился, количество разделов и глав увеличилось, статьи удлинились (в них попытались более подробно описать то, что раньше упоминалось словно мимоходом), положения, сваленные в одну «кучу» (как, например, те, что касаются деятельности таможенного представителя, уполномоченного экономического оператора и др.), собрали, наконец-то, в отдельные главы…
Да и вообще, сам Кодекс если и не стал исчерпывающим таможенным документом, то охватить им большее количество положений (не отдавая их на откуп национальным законодательствам) все-таки попытались. При этом, стоит сказать, значительно сжали договорно-правовую базу Кодекса: вместо 21 международного договора теперь к Договору о ТК ЕАЭС прилагается лишь 5 международных договоров, а дополняют содержание документа всего 25 решений ЕЭК.
Однако было бы глупо утверждать, будто Кодекс ЕАЭС, хоть и не ставший прорывом, содержит только формальные нововведения. Пусть документ и не удовлетворил все чаяния бизнеса и оставил кое-какие риски (например, сохранение принципа резидентства, возможности для таможенных органов классифицировать товар на уровне четырех знаков или сравнивать при контроле таможенной стоимости товары одного класса), он все равно вносит некоторые изменения в действующий порядок, а что-то даже кардинально пересматривает.
Но обо всем по порядку…
Приоритет информационных систем
Это то, что в первую очередь подчеркивается представителями таможенных органов и экспертами и преподносится как несомненное новаторство разработчиков Кодекса ЕАЭС. Хотя, если уж быть честными, вряд ли в 21-м веке закрепление использования информационных систем можно считать каким-то новаторством или небывалой прытью законодателей. На данный момент это просто нормальный порядок вещей. То, что само собой разумеется.
Достоинством оно стало бы, если бы законодатели составили Кодекс таким образом, что он не только бы описывал то, что есть сегодня, но и предусматривал будущие возможности.
Впрочем, не будем отклоняться в сторону…
Приоритет информационных систем, прежде всего, обнаруживается в императивности электронного декларирования: если по действующему законодательству таможенную декларацию можно подать в том виде, в каком захочется декларанту (либо в бумажном, либо в электронном, либо в двух сразу), то с 1-го января предусмотрен единственно возможный вариант — электронное декларирование. С теми лишь исключениями, что бумажное декларирование разрешается при таможенном транзите, в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, при использовании в качестве декларации перевозочных, коммерческих и др. документов, а также при декларировании товаров для личного пользования.
Современные возможности обнаруживаются также в формировании механизма «одного окна»: при совершении таможенных операций не надо будет представлять те документы и сведения, которые таможенный орган сможет найти в своих информационных системах, а также в информационных системах других государственных структур — как внутри своего государства, так и на всем пространстве ЕАЭС. (Правда, для того чтобы принцип «одного окна» действительно заработал в таком идеальном виде, должно еще пройти какое-то время, ибо сейчас, как подчеркивает Галина Баландина, «у нас единая таможенная территория, но пять абсолютно разных информационных пространств»).
Плюс, использование информационных систем, что тоже закреплено в новом Кодексе, позволяет проводить отдельные таможенные операции, в том числе выпуск товаров, автоматически, без «вмешательства» должностных лиц, да и в принципе вести взаимодействие с таможенными органами в электронном виде.
Институт уполномоченных экономических операторов
Он, по всей видимости, претерпел самые значительные изменения.
Во-первых, уполномоченных экономических операторов разделили на три типа. Причем каждый из типов пользуется своим перечнем упрощений, а это значит, что можно выбрать именно тот статус, который в наибольшей степени соответствует виду деятельности.
Так, например, свидетельство первого типа, предполагающее возможность первоочередного совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на территорию Союза (и убытием с нее), их декларированием и выпуском, первоочередного проведения таможенного контроля, непредоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите и пр., подойдет прежде всего перевозчику и таможенному представителю. А свидетельство второго типа, разрешающее среди прочего временное хранение товаров (принадлежащих как непосредственно уполномоченному экономическому оператору, так и другим лицам) на собственных площадках, — владельцу склада временного хранения.
Во-вторых, в принципе, увеличилось количество предоставляемых упрощений. Действующий Кодекс предполагает всего три (четвертое в тексте документа звучит как «иные») послабления, а тот, который готов с 1-го января вступить в силу, — 9 для тех уполномоченных экономических операторов, которые имеют свидетельство первого типа, 10 для обладателей свидетельства второго типа и 17 — для третьего.
В-третьих, расширился перечень тех, кто может претендовать на статус УЭО: теперь в их число входят как компании, которые непосредственно экспортируют и импортируют товары, так и таможенные представители, экспедиторы, перевозчики, владельцы таможенного склада и склада временного хранения.
В-четвертых, изменился принцип реестрового обеспечения. До сей поры уполномоченному экономическому оператору вне зависимости от «стажа» и вида деятельности требовалось обеспечение в размере не менее одного миллиона евро. В соответствии же с новым законодательством сумма обеспечения может со временем снижаться и для тех, кто умудрился продержаться в статусе УЭО более шести лет, составить в итоге 150 тысяч евро. При этом уполномоченные экономические операторы со свидетельствами второго и третьего типа вообще не обязаны предоставлять это самое обеспечение. Для них предусмотрен специальный, регламентированный Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 №65, порядок определения финансовой устойчивости.
Вместе с тем (и это в-пятых) тем, кто захочет значиться в реестре уполномоченных экономических операторов, придется удовлетворить большему количеству требований. Вернее — для каждого типа УЭО предусмотрен свой перечень условий, а претендующим на свидетельство третьего типа, кстати сказать, необходимо хотя бы в течение двух лет входить в реестр как УЭО первого или второго «образца».
При этом, что тоже не менее важно, увеличился минимальный «стаж» внешнеэкономической деятельности: не один год, как декларировал предыдущий Таможенный кодекс, а два года для таможенных перевозчиков и три — для всех остальных. Впрочем, наличия одного только «стажа» будет недостаточно — принимается в расчет еще и «кипучесть» деятельности. То есть: если ты перевозчик, то будь добр подтвердить, что каждый год подавал не менее 250 транзитных деклараций, если таможенный представитель — не менее 200 таможенных деклараций в год на общую сумму хотя бы в 500 тысяч евро. Для участников ВЭД минимум — десять деклараций на товары в год (с базовой суммарной стоимостью товаров в 500 тысяч евро). А владельцы складов должны подтвердить, что общая годовая стоимость хранимых товаров составляла, опять-таки, не менее 500 тысяч евро.
В-шестых, есть требования и непосредственно к сотрудникам компании, являющейся уполномоченным экономическим оператором. Решение ЕЭК от 03.10.2017 №131 устанавливает: отныне в штате УЭО должны быть работники с подтвержденной профессиональной компетенцией и/или стажем в данной сфере не менее двух лет. Положение касается сотрудников, ответственных за совершение таможенных операций, организацию безопасности и охрану территории, а также за применение автоматизированной информационной системы. Если таковых в штате не имеется, для выполнения таких работ нужно привлечь на договорной основе другие профильные юридические лица. (Что примечательно: если в числе таких профильных лиц окажется таможенный представитель, то на него эти «пожелания» не распространяются, так как новый Кодекс убирает действующее до сей поры требование к таможенным представителям — непременное наличие в штате хотя бы двух сотрудников с официально подтвержденной компетентностью.)
В-седьмых, с 1-го января статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС. Кроме того, Кодекс закрепляет возможность предоставления привилегий уполномоченным экономическим операторам из стран, членами Союза не являющихся. Естественно, на взаимной основе и при наличии соответствующего международного договора.
Таможенное декларирование и выпуск товаров
Прежде всего, напомним, Кодекс ЕАЭС устанавливает приоритет электронного декларирования. Бумажная форма документа «приветствуется» только при осуществлении таможенного транзита, при декларировании транспортных средств международной перевозки, товаров для личного пользования, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также в случае технических сбоев в работе соответствующих информационных систем таможенных органов.
В связи с тем, что подача декларации отныне должна происходить в электронном виде, Кодекс утратил положение об обязательном приобщении к декларации всех документов, подтверждающих заявленные в ней требования. (К слову, при импорте количество таких документов достигает 20 штук, при экспорте — 15.)
То есть теперь для выпуска товаров будет достаточно лишь одной правильно (вернее даже сказать — безукоризненно!) заполненной декларации на товары. Правда, возможно такое только в том случае, если не сработает система управления рисками. Если же она сработает, таможенные органы будут поэтапно запрашивать все необходимые документы, а не получив полный их комплект, откажут в выпуске товаров. Так что лучше не рассчитывать на «мягкотелость» нового таможенного закона и держать при себе все «бумаги», какие только могут понадобиться. Тем более что в соответствии со статьей 325 Кодекса ЕАЭС «таможенный орган вправе … запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации». И, заметьте, это право никакими исключениями и никакими положениями не ограничено!
Что касается самой декларации на товары, то с 1-го января 2018-го года она должна содержать больше информации: необходимо также указывать сведения о продавце и покупателе товаров, товарном знаке, наименовании места происхождения товаров, являющемся объектом интеллектуальной собственности.
Кстати, по новому Кодексу любые сведения (а не только те, что написаны с грамматическими и прочими в таком же духе ошибками), заявленные в таможенной декларации, можно изменять и дополнять. Главное — чтобы таможенный орган вместе с информационной системой не приступили к непосредственному выпуску товаров (не запросили бы необходимые сведения и документы, не уведомили бы о месте и времени проведения таможенного досмотра и т.д. и т.п.) и чтобы исправлению декларации предшествовало соответствующее мотивированное обращение декларанта в таможенный орган и согласие последнего.
Еще одна, причем безусловно положительная, новелла, как любят поговаривать эксперты, Таможенного кодекса — сокращение сроков регистрации таможенной декларации и выпуска товаров. Если раньше таможенные органы должны были зарегистрировать таможенную декларацию (или отказать в ее регистрации) в течение двух часов с момента подачи, то теперь им на все про все отводится один час. Со сроками выпуска товаров, кстати, еще жестче: вместо одного рабочего дня — максимум четыре часа ожидания. Естественно, если не принято решение о проведении таможенного контроля и прочих «разбирательств». Если же автоматический выпуск товаров не состоялся и понадобились вот эти вот самые дополнительные «разбирательства», срок может быть растянут до 10 рабочих дней, при транзите — до пяти.
При этом новый Кодекс расширяет перечень товаров, которые могут быть выпущены до подачи декларации: не только скоропортящиеся товары, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы и пр. из положений Кодекса Таможенного союза, но и товары, ввозимые в рамках реализации инвестиционных проектов (перечень определяется национальным законодательством), а также те, чей список утвердит Комиссия ЕЭК.
Это что касается выпуска для внутреннего потребления. При помещении товаров под такие таможенные процедуры, как переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона, свободный склад, временный ввоз (допуск), и при «предусмотрительности» национального законодательства товары также могут быть выпущены до подачи декларации без уплаты таможенных пошлин (налогов).
Кроме того, Кодекс ЕАЭС разрешает неполное (для товаров, вывозимых с территории Союза) и периодическое (для партий товаров, перемещаемых в рамках одной сделки или по одному документу) таможенное декларирование.
Еще одно нововведение затронуло порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в разобранном и некомплектном виде. На компоненты такого товара (если только они следуют в адрес одного получателя, находящегося на территории ЕАЭС, или экспортируются одним отправителем и регистрируются в одном таможенном органе) каждый раз подается отдельная декларация, а итоговая декларация на весь комплект новым таможенным законодательством не предусмотрена. При этом «временной разрыв» между регистрацией первой и последней декларации не должен превышать двух лет (ранее такой «разрыв» составлял один год).
Что особенно важно: при таком декларировании код ТН ВЭД необходимо указывать не как для компонента товара, а как для товара в комплектном или завершенном виде.
Ах да! В Кодексе ЕАЭС конкретизированы обстоятельства (а также расширен их перечень), при которых то или иное лицо может выступать декларантом товаров (статья 83).
Таможенная стоимость
Кроме того, что четко названы таможенные процедуры, которые не требуют определения таможенной стоимости (таможенный транзит, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура), изменения в основном коснулись таких понятий, как «декларирование таможенной стоимости», «корректировка таможенной стоимости», «принятие предварительных решений по методу определения таможенной стоимости».
В частности, статья под названием «декларирование таможенной стоимости» в Кодексе ЕАЭС вообще отсутствует, а вместе с ней и соответствующая «процедура». Можно было бы сказать, что взамен появился новый вид таможенной декларации — декларация таможенной стоимости, однако она имеет другое «предназначение» и оформляется только при наличии дополнительных расходов.
Точно так же отсутствует в новом законодательном акте и понятие «корректировка таможенной стоимости». Теперь в случае, если обнаружено, что при декларировании товаров сведения о таможенной стоимости документально не подтверждены, метод определения таможенной стоимости выбран неправильно и т.д., таможенные органы принимают решение не о корректировке таможенной стоимости, а о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль таможенной стоимости состоялся после выпуска товаров). Или выносят требование о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль имел место быть до выпуска товаров).
Обратите внимание на формулировку: в ТК ТС акцент ставится на недостоверность заявленных сведений, в ТК ЕАЭС — на документальное подтверждение этих сведений!
Что еще важно, так это регламентированная Кодексом возможность консультирования с таможенными органами по вопросам выбора метода определения таможенной стоимости. Тем более что в нынешнем варианте таможенного законодательства такая возможность не то чтобы не предусматривается, а просто-напросто запрещена.
Кроме того, Таможенный кодекс ЕАЭС:
- содержит описание шести методов определения таможенной стоимости;
- конкретизирует, какие именно расходы добавляются к фактической цене на товары, а какие в таможенную стоимость не входят;
- устанавливает, что таможенная стоимость определяется только декларантом.
Таможенные платежи
Первое, что бросается в глаза, — отдельная глава в Кодексе, посвященная специальным, антидемпинговым, компенсационным и иным пошлинам, применяемым в целях защиты внутреннего рынка. В прежнем основном таможенном законе такого акцентированного внимания на таком виде пошлин не наблюдалось.
Из важных изменений можно выделить положение об авансовых платежах: ранее они применялись только для уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а теперь — для всех видов платежей.
Кроме того, хотя сам размер таможенной стоимости товаров, при котором не требуется уплата таможенных пошлин, налогов, не изменился — по-прежнему составляет 200 евро, изменилось положение, касающееся того, что входит в эту таможенную стоимость. Теперь из нее официально исключены: расходы на перевозку импортируемых товаров до места прибытия, проведение погрузочно-разгрузочных работ, страхование товаров на время проведения таких работ.
В отличие от пока еще действующего Таможенного кодекса, новый документ четко определяет, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом, а также называет документы (декларация на товары, таможенный приходной ордер), где должны указываться сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов.
Появилась в Таможенном кодексе ЕАЭС и еще одна новая статья — «Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». (Таможенный кодекс ТС каким-то странным образом вообще «забыл» о таком «пунктике» упомянуть.) В этой статье, кстати, акцентируется внимание на солидарной и субсидиарной обязанности, которую вместе с декларантом несут иные лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенный представитель, таможенный перевозчик и пр.)
Новый кодекс добавил и новые обстоятельства, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, — отзыв таможенной декларации, задержание товаров, их помещение на временное хранение, под специальную таможенную процедуру.
Что касается обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, то теперь такое право имеют также таможенный представитель (если он несет солидарную обязанность с плательщиком) и экспедитор (при осуществлении таможенного транзита).
Использование же генерального обеспечения не ограничивается территорией одного государства-члена Союза. Если товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита, то применение генерального обеспечения возможно на всей территории ЕАЭС.
Однако в целом каких-то кардинальных изменений (например, уменьшения количества таможенных платежей и прочее из потаенного и невыполнимого) в отношении таможенных пошлин, налогов новый таможенный документ не принес.
Правда, для всех участников ВЭД задекларирована возможность получения отсрочки по уплате таможенных пошлин, налогов (с начислением процентов, естественно). При этом в случае непредвиденных, форс-мажорных обстоятельств, при наличии соответствующих международных договоров, а также для тех участников ВЭД, кто относится к сельскохозяйственной сфере, срок уплаты таможенных платежей может отодвигаться на шесть месяцев, что примечательно — без начисления процентов.
Таможенные процедуры
Сразу стоит сказать, что Таможенный кодекс ЕАЭС, в отличие от своего предшественника, описывает все заявленные таможенные процедуры, не сваливая ответственность за это целиком на плечи национальных законодательств. А именно: регламентирован порядок применения специальной таможенной процедуры, таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада.
При этом в отношении каждой таможенной процедуры четко оговаривается, в каких случаях допускается ее применение.
Что касается существенных изменений, внесенных новым Кодексом в порядок применения той или иной таможенной процедуры, то в первую очередь стоит остановиться на таможенном транзите.
Таможенный транзит
Итак, с 1-го января 2018-го года допускается изменение места доставки товаров без завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита, если новое и прежнее места доставки находятся в «подчинении» одного таможенного органа.
В случае, когда помещение под таможенную процедуру таможенного транзита осуществляет таможенный орган одного государства-члена Союза, а обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу другого государства-члена, то можно использовать единый документ — Сертификат обеспечения.
Обеспечение не понадобится, если транспортировка товаров осуществляется воздушным, железнодорожным или трубопроводным транспортом, а также если задекларировал товары таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор. Если же размер обеспечения в отношении транзитных товаров не превышает сумму в 500 евро, гарантировать их оплату тоже не требуется.
Таможенный кодекс ЕАЭС разграничивает обязанности по доставке товаров и их сохранности: при перевозке товаров несколькими видами транспорта таковая обязанность возлагается не на перевозчика, а на декларанта.
Кроме того, изменились некоторые сроки в отношении операций, связанных с завершением таможенного транзита. Так, увеличен срок, в течение которого перевозчик (положение касается автомобильного транспорта) должен представить транзитную декларацию таможенному органу назначения — с одного часа, отсчитываемого с момента прибытия, до трех часов. Сокращены вообще сроки завершения транзита: не 24 часа, как ранее, а всего четыре часа. Изменилось количество часов (впрочем, изменилась и точка отсчета этого времени), которое дается перевозчику на то, чтобы он либо задекларировал товары, либо поместил их на временное хранение: по новому Кодексу перевозчик получает на «раздумья» 8 часов с момента регистрации таможенным органом подачи документов, а по старому — 3 часа после того, как завершена таможенная процедура таможенного транзита.
Таможенный склад
В отношении таможенной процедуры таможенного склада в Кодексе ЕАЭС исчезло положение, согласно которому на таможенном складе можно хранить не только иностранные товары, но и товары Союза, помещенные под таможенную процедуру экспорта.
Установлен срок (в 5 рабочих дней), в течение которого товары должны быть размещены на таможенном складе. Дано больше времени на то, чтобы вывезти товары с территории таможенного склада при завершении данной таможенной процедуры: не три рабочих дня, как ранее, а пять.
Переработка на таможенной территории, вне таможенной территории и для внутреннего потребления
Основное, пусть, может, и не очень существенное, изменение — форма документа об условиях переработки. В соответствии с новым Таможенным кодексом в этом документе, помимо уже закрепленных ТК ТС сведений, необходимо будет также указывать данные об уполномоченном органе государства-члена Союза, его выдавшем.
Временный ввоз (допуск)
Эта таможенная процедура тоже узнала некоторые изменения. Если предыдущий Таможенный кодекс требовал в отношении временно ввозимых товаров выполнения только одного условия — обеспечения возможности их идентификации, то ТК ЕАЭС упоминает еще частичную уплату таможенных пошлин, налогов.
Временный вывоз
В изменениях же, коснувшихся таможенной процедуры временного вывоза, в первую очередь нужно отметить тот факт, что теперь срок действия этой таможенной процедуры изначально не ограничен. Ограничивать этот срок может, как и прежде, таможенный орган на основании целей вывоза товаров и заявления декларанта.
Что еще меняет Таможенный кодекс ЕАЭС?
Таможенный контроль
Официально закрепляет возможность проведения таможенного контроля без участия должностных лиц таможенных органов — исключительно посредством информационной системы.
Уменьшает количество применяемых форм таможенного контроля. Так, исключены: устный опрос, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности. Впрочем, они не то чтобы исключены и больше не будут применяться — нет. Просто переведены в «разряд» мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Система управления рисками
Вводит три категории риска: низкого, среднего или высокого. Для участников ВЭД, попавших в низкую категорию риска, выпуск товаров производится автоматически, тем же, кому не повезло оказаться в группе высокого риска, придется пройти все необходимые формы таможенного контроля.
Таможенная экспертиза
Определяет, что повторную таможенную экспертизу может потребовать только декларант. Прежде повторная таможенная экспертиза назначалась в случае, если с результатами первоначальной экспертизы не согласен либо декларант, либо таможенный орган.
Ограничивает срок (в предыдущем Кодексе он вообще не был ограничен), в течение которого таможенный орган обязан принять решение о проведении таможенной экспертизы, в три рабочих дня.
Точно так же, кстати, ограничивает и сроки, в течение которых таможенный орган должен уведомить о возврате взятых проб и/или образцов товаров — три рабочих дня. Если же в течение 15 рабочих дней за образцами и пробами никто не обратился, они задерживаются таможенным органом.
Предварительное информирование
Обязывает декларанта представлять предварительную информацию, необходимую для оценки рисков и выбора объектов и форм таможенного контроля. Однако при этом декларант вправе заранее представить вообще всю информацию, требующуюся для помещения товаров под ту или иную таможенную процедуры. В этом случае при уже непосредственном открытии процедуры не надо будет повторять ранее заявленные требования: информационная система (а предварительная информация подается в электронном виде) сохранит все необходимые данные.
Временное хранение
Увеличивает срок временного хранения товаров: ранее он составлял два месяца и только по письменному обращению лица, имеющего полномочия в отношении товаров, мог продлеваться еще на два месяца. Теперь не требуется никаких обращений: срок временного хранения изначально составляет четыре месяца.
Таможенный представитель
Уменьшает размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для желающих попасть в реестр таможенных представителей — с одного миллиона до пятисот тысяч евро.
Не требует от компаний обязательного наличия в штате как минимум двух работников, обладающих профильной профессиональной квалификацией.
Кроме того, подчеркивает обязанность таможенного представителя нести солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных пошлин, налогов.
Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела
Учащает периодичность обновления реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: вместо одного раза в квартал — один раз в месяц.
Заявляет, что Комиссия ЕЭК обязана вести общие для ЕАЭС реестры на основе сведений, получаемых от таможенных органов.
Транспортные средства международной перевозки
Ограничивает время пребывания транспортных средств международной перевозки на территории ЕАЭС — не более 90 календарных дней, однако вместе с тем разрешает им выполнение внутренней перевозки (каботаж) по территории Союза и устанавливает обстоятельства, при которых это возможно.
Реализация задержанных таможенным органом товаров
Дает больше времени на то, чтобы собственники задержанных товаров могли обратиться в соответствующий таможенный орган за той суммой, которая им причитается после реализации таких товаров (естественно, за минусом всех необходимых удержаний): раньше у них было только три месяца, теперь — три года.
…Ну, а что еще изменится в сфере таможенных отношений, покажет непосредственная практическая деятельность. По крайней мере, именно так ведь любят говорить представители таможенных органов, когда им поручают объяснить участникам ВЭД истинный смысл законов и нововведений…