Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 4 квартал 2020 года

Закон недели: теперь будут все основания для того, чтобы штрафовать «зайцев» на платной дороге

19 октября 2020 г.13:11

Теперь есть все основания, чтобы штрафовать «зайцев» на платной дороге

Пресс-служба Правительства ЯНАО

Закон уже подписал Владимир Путин. Правда, первое время он, по сути, работать не будет: еще не одобрены штрафы за такое правонарушение. На прошлой неделе, кроме того, стали известны подробности обновленного национального «дорожного» проекта (спойлер: его не облегчат) и намерения столичных властей полностью перекрыть въезд в центр города неэкологичным грузовикам.

Закон о платных дорогах

Документ, в принципе, говорит главное: запрещает пользоваться платной дорогой без внесения платы за проезд.

И это действительно важное нововведение, поскольку прежде такого запрета в законодательстве не было, из-за чего «Автодору», собственно, пришлось устанавливать на пунктах оплаты светофоры и комплексы фотовидеофиксации.

Потому что иначе, чем штрафовать за пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, привлечь «зайцев» к ответственности в компании не могли.

Зеленый свет загорается тогда, когда поступила плата за проезд. Следовательно, тот, кто пересекает стоп-линию на красный свет, по сути, пытается проехать бесплатно.

Помимо четкого запрета, принятый закон также регламентирует порядок внесения платы за проезд и расчет тарифов.

Так, цену километра определяет оператор платной дороги, однако, во-первых, делает это по методике, разработанной государственными органами власти, а во-вторых, вводит такой тариф, который никак не может быть больше предельного значения, установленного региональным или федеральным правительством.

Что касается способов оплаты проезда, то их может быть два — барьерный и безбарьерный. С первым все понятно: он действует сейчас, когда водитель останавливается на пункте взимания платы, рассчитывается за пройденный путь или за тот путь, который ему еще предстоит пройти, и ждет, когда шлагбаум, поднявшись, даст ему дорогу.

В свою очередь, безбарьерный способ означает, что никаких пунктов взимания платы на дороге не будет, а средства со счета водителя с помощью специального устройства (видимо, транспондера) будут списываться автоматически.

Либо, если такого устройства нет, оплатить проезд надо будет постфактум.

На этот постфактум законопроект дает пять дней: если в течение пяти дней оплата не поступит, водителя ждет штраф.

При барьерном способе оплаты штраф последует в том случае, если камеры зафиксируют попытку «протаранить» шлагбаум или проехать вслед за машиной, оплатившей проезд.

Правда, «изюминка» в том, что сейчас принятый закон в деле штрафов работать все равно не будет, поскольку не научились у нас еще пакет документов принимать одновременно.

Тот законопроект, который вводит штрафы в КоАП (2,5 тыс. рублей — на легковой автомобиль, 5,5 тыс. рублей — на грузовой автомобиль или автобус), еще не прошел даже через первое чтение.

А если штрафы в Кодексе об административных правонарушениях не прописаны, то и «выписать» их никак нельзя.

По сути, их должны утвердить к началу ноября, но, так как времени осталось мало, есть сомнения, что наши законодатели успеют настолько быстро сработать.

Почему именно к началу ноября?

Министр транспорта пообещал к началу ноября открыть для движения третий участок ЦКАД

Ведь именно на ЦКАД-3 впервые в России должен быть организован тот самый безбарьерный способ оплаты (free flow он по-импортному называется), который без системы штрафов работать никак не будет.

Там, где установлены шлагбаумы, «зайца» еще можно как-то если не наказать, то хотя бы удержать. А как его удержать, если преград для выезда на платную дорогу нет и «контролеров-кассиров» по пути тоже не наблюдается? Только угрозой штрафа.

Причем для предупреждения нарушений штраф должен быть больше, чем неоплаченный проезд.

В случае с ЦКАД-3 так это и будет. Поскольку путь по всему 105-километровому участку для легкового автомобиля будет стоить около 260 рублей.

Глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко прежде говорил, что тариф для ЦКАД составит 2,5 рубля за километр.

Напомним: третий пусковой комплекс Центральной кольцевой автомобильной дороги протяженностью 105 км соединит федеральные трассы М-7 «Волга» и М-11 «Нева».

При этом все дорогу целиком, за исключением второго этапа, должны сдать к концу следующего года.

В продолжение о платных дорогах: обход Твери на трассе М-11 пока строить не будут

Хотя в прошлом году после открытия последнего в первой очереди участка М-11 Владимир Путин согласился, что обход Твери на трассе тоже необходимо ввести, а «Автодор» уже начал проектирование дороги.

В Министерстве транспорта исключение из ближайших планов обхода Твери объясняют элементарно просто — отсутствием достаточных средств в бюджете.

Правда, вот что интересно: на обход Твери стоимостью около 60 млрд. рублей (а часть из них должны быть частными вложениями) денег нет, однако новую дорогу от Джубги до Сочи ценой в 2,4 трлн. рублей (на нее частично тоже ищут инвесторов) строить все-таки будут.

Ну, потому что обход Твери Владимир Путин только одобрил, а дороги к Черноморскому побережью, несмотря на их стоимость, поручил строить.

А вот платный мост через Пур в ЯНАО уже открылся

В пятницу, 16-го октября, по сооружению, которое, наконец-то, заменило понтонную переправу и дало постоянную связь с «большой землей» жителям трех районов округа, проехали первые автомобили.

Мост, кстати, обещали построить еще лет 40 назад, но деньги на него в бюджете (каких-то 10 млрд. рублей, а по сравнению с другими проектами это, действительно, просто какие-то 10 млрд. рублей) до сих пор не нашли.

Мост построили полностью за частные деньги («Транснефть», Газпромбанк и Банк ВТБ, концессионер — «Региональная инфраструктурная компания), но, будем откровенными, если бы постоянное сооружение не открывало доступ к освоению 50 месторождений, то и этих бы частных средств не нашлось.

При этом проезд будет платным только для грузового и коммерческого транспорта. Мотоциклы, легковые автомобили, общественный транспорт будут проезжать бесплатно.

Тарифы для техники установили в несколько раз ниже тех, которые прежде действовали на понтонной переправе: для грузовика массой до 12 тонн такса составляет 3 тыс. рублей, в то время как за переправу его водителю приходилось платить 12 тыс. рублей.

А теперь отойдем от платных дорог к другим новостям прошедшей недели.

Министерство транспорта обновило национальный «дорожный» проект

Признаемся: после Указа Владимира Путина, который просто продлевал сроки достижения некоторых национальных целей до 2030-го года, мы были уверены, что и национальный «дорожный» проект растянут еще на шесть лет.

То есть: увеличить долю нормативных дорог в агломерациях до 85% обяжут не к 2024-му году, как планировалось, а к 2030-му году.

Однако на деле оказалось, что проект, наоборот, расширили и усложнили. (Правда, окончательно его еще не приняли.)

Так, все показатели для региональных и городских дорог оставили без изменений: из региональных дорог к 2024-му году в нормативном состоянии должны быть 50,9%, из дорог в агломерациях — 85%.

А вот с 2025-го года за усиленный дорожный ремонт возьмутся и в меньших городах.

Если сейчас в проекте участвуют агломерации с населением от 200 тыс. человек, то с 2025-го года его распространят на агломерации, где проживают от 100 тыс. до 200 тыс. человек, а также на города Дальнего Востока с населением от 20 тыс. человек.

К 2030-му году доля нормативных дорог в них также должна достигнуть 85%.

При этом ремонт региональных дорог тоже будет продолжаться: в течение шести лет после 2024-го года их качественные показатели должны поднять с 50,9% до 60%.

В проект, кроме того, включат реконструкцию аварийных мостов (более 4 тыс. сооружений к 2030-му году) и Санкт-Петербург, который на данный момент в проекте не участвует.

Столичные власти пообещали бороться с неэкологичными грузовиками

В принципе, въезд неэкологичных грузовиков в Москву запрещен уже сейчас. Тем, которые имеют экологический класс Евро-2 и ниже, нельзя заезжать на МКАД и дальше — до Третьего транспортного кольца, а с экологическим классом Евро-3 и ниже — в центр города.

Однако запрет этот, по сути, действует только в дневное время, с 6.00 до 22.00, когда грузовику выдают пропуск и, выдавая пропуск, могут проверить его экологический класс.

Ночью же, по факту, любые грузовики могут беспрепятственно въехать в Москву.

И вот с этим столичные власти намерены бороться, запустив систему штрафов для тех, кто нарушает запрет.

Правда, вряд ли это скоро произойдет.

Поскольку еще можно «заставить» дорожные камеры распознавать экологический класс автомобиля, но тяжело это сделать, если экологический класс в СТС, в принципе, не прописан. А таковых в стране как минимум треть грузовиков.

Экологический класс начали постоянно указывать в документах только где-то после 2010-го года.

Единственное, к концу года должны разработать методику определения экологического класса старых транспортных средств. Но будет ли эта методика эффективной, сколько времени уйдет на проверку всех грузовиков…

В общем, пока тотальный запрет на въезд неэкологичных грузовиков в большей степени остается если не пустым, то все равно просто обещанием.