В Независимом топливном союзе предложили для стабилизации топливных цен отменить демпфер, в Министерстве энергетики ответили: «Категорически нет!»

23 марта 2021 г.11:54

В НТС предложили для стабилизации топливных цен отменить демпфер

kremlin.ru

Независимый топливный союз (НТС) в письме к премьер-министру Михаилу Мишустину предложил для стабилизации топливных цен отменить демпфирующий механизм, предусматривающий компенсации нефтяным компаниям, сообщает ТАСС со ссылкой на издание «Известия». Однако в Министерстве энергетики на это ответили, что отмену данного механизма даже обсуждать нельзя, поскольку это якобы приведет к непоправимым последствиям для рынка.

Помимо отмены демпфирующего механизма, в НТС предложили еще снизить акциз на бензин и дизельное топливо, который каждый год повышается и в этом году вырос еще на 4%, а также существенно увеличить продажи топлива на бирже: для бензина — на 14%, для дизельного топлива — на 7,5%.

Для справки: сейчас норматив биржевых продаж для бензина составляет 11% от произведенного объема, для дизельного топлива — 7,5%. Таким образом, в первом случае его предлагают поднять до 25%, во втором — до 15%.

«Данные меры балансируют друг друга: с одной стороны, создается фискальный стимул для роста объемов производства, с другой — объемы не уходят на экспорт, а идут на внутренний рынок», — объяснил предложенные меры президент НТС Павел Баженов.

В Независимом топливном союзе также подчеркнули, что при худшем сценарии при отсутствии действенных мер розничные цены на топливо в течение года могут вырасти на 13,77%. При этом в НТС отметили, что рост цен связан с ростом индексов экспортной альтернативы (нетбэков).

«Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1-го января 2021-го года. Также с 1-го января 2021-го года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки», — уточнили в союзе.

Ответ Министерства энергетики

В свою очередь, заместитель министра энергетики Павел Сорокин высказался категорически против отмены демпфирующего механизма. «Мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка», — подчеркнул он.

«Одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка. Его отмена лишит рынок защитного механизма», — отметил Павел Сорокин.

По его словам, с момента введения в 2019-м году «демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста цен на АЗС, который ... успешно достигал своей задачи».

Дважды скорректированный

Напомним: вкратце, суть демпфера сводится к выплатам компенсаций нефтяным компаниям за их частичный отказ от экспорта в пользу внутреннего рынка. Механизм был разработан после топливного кризиса 2018-го года, причиной которого как раз таки и стало увеличение на фоне роста цен на нефть поставок нефтепродуктов за рубеж и, как следствие, резкое снижение объемов продаж топлива внутри России.

Считается, что, получая компенсации, нефтяные компании будут заинтересованы в том, чтобы поддерживать достаточный уровень топлива на внутреннем рынке и не завышать оптовые цены. Тем более что в случае, когда реальные оптовые цены на 10% выше внутренней условной цены, выплаты по демпферу сразу же обнуляются.

Для расчета выплат по демпферу от экспортной цены отнимают внутреннюю условную, после чего разницу умножают на коэффициент компенсаций и объем произведенного топлива. При этом значение внутренней условной цены устанавливается на законодательном уровне и в течение года не меняется.

Вместе с тем, несмотря на то что «демпфер показал себя как эффективный механизм», в этом году его формулу будут уже второй раз с момента 2019-го года корректировать.

Так, первый раз ее изменили летом 2019-го года после того, как в I квартале демпфер для нефтяников сработал в отрицательную сторону: при низких экспортных ценах уже не нефтяникам, а нефтяники выплачивают бюджету.

Тогда благодаря новой формуле компенсации нефтяным компаниям во II полугодии 2019-го года увеличились приблизительно на 20 млрд. рублей.

Сейчас ситуация снова повторилась. В том смысле, что за десять месяцев прошлого года нефтяники опять оказались в минусе, «отдав» бюджету за десять месяцев порядка 400 млрд. рублей. Однако в этот раз положение на рынке осложнилось тем, что с конца декабря прошлого года начали расти цены на нефть, что вместе с понесенными убытками стало для компаний стимулом нарастить экспорт.

По сути, произошло практически то же самое, что случилось в 2018-м году, когда «эффективный механизм по сдерживанию темпов роста цен на АЗС» в виде демпфера еще не был разработан. Единственное, свою роль сыграл и коронавирус: из-за эпидемиологических ограничений сократился спрос на топливо и, как следствие, объемы переработки, которые не сразу удалось восстановить.

Так, в январе этого года запасы топлива на внутреннем рынке оказались на минимальном за последние шесть лет уровне. Биржевая цена на бензин АИ-92 при этом в начале марта успела пробить рекордный максимум, увеличившись с начала года на 12,33%.

В то же время розничные цены на бензин действительно выросли не так значительно — приблизительно на 2,5%. Однако этого удалось достичь благодаря соглашению с нефтяниками сдерживать темпы роста цен на АЗС в пределах инфляции.

В Российском топливном союзе ранее отмечали, что в этом году оптовые цены на бензин временами превышали розничные, из-за чего заправки работают с минимальной или даже с отрицательной для себя маржой.

Таким образом, с 1-го мая этого года формулу демпфирующего механизма снова скорректируют, что, по предварительным оценкам, в 2021-м году увеличит выплаты нефтяникам на 40 млрд. рублей, а в следующем — на 90 млрд. рублей. Эксперты при этом не исключают, что ростом биржевых цен компании именно этого и добивались.

А что вместо демпфера?

В 2018-м и 2019-м годах в Правительстве рассматривали и другие механизмы регулирования топливного рынка, среди них — лицензирование экспорта и «гибкий» акциз.

Однако «гибкий» акциз, значения которого должны варьироваться в зависимости от мировой цены на нефть, не устраивает Министерство финансов, поскольку снижает поступления в бюджет, а лицензирование экспорта, которое разрешает поставки за рубеж только после должного наполнения внутреннего рынка, — нефтяные компании.