Скорректированный демпфирующий механизм, который должен предотвратить резкий рост розничных цен на топливо, заработает только после 1 мая

16 марта 2021 г.12:46

Скорректированный демпфирующий механизм заработает только после 1 мая

kremlin.ru

Скорректированный демпфирующий механизм, который должен предотвратить резкий рост цен на топливо на АЗС, заработает только с 1-го мая этого года. Как сообщил на прошедшем в понедельник, 15-го марта, рабочем совещании о ситуации на рынке нефтепродуктов вице-премьер Александр Новак, Министерство финансов уже приступило к подготовке соответствующего законопроекта, однако затем он еще должен быть одобрен парламентом и подписан Президентом. Однако розничный рынок, который вынужден сдерживать цены в пределах инфляции, уже сейчас работает на грани доходности, в то время как оптовые цены на топливо продолжают расти.

Так, например, в пятницу, 12-го марта, цена бензина АИ-92 на бирже пробила рекордный максимум, после чего она пошла вниз, однако ситуация на рынке является напряженной еще с конца прошлого года, когда начали расти мировые цены на нефть.

Как отмечали в Российском топливном союзе в начале марта, оптовые цены уже практически достигли розничных, а в некоторых регионах даже превышают их, из-за чего розничный бизнес работает с минимальной маржой или вообще себе в убыток. При этом он должен сдерживать цены в пределах инфляции, а потому не может повышать их в соответствии с ростом оптовых цен.

Во многом такая ситуация сложилась из-за сложного 2020-го года, когда в результате коронавирусных ограничений снизился спрос на топливо, уменьшились объемы переработки, а экспортные цены опустились ниже внутрироссийских, из-за чего демпфирующий механизм сработал в обратную сторону.

Если при высоких экспортных ценах он предусматривает выплаты из федерального бюджета компенсаций нефтяникам, то при низких, наоборот, нефтяники должны платить в бюджет. В прошлом году нефтегазовые компании суммарно заплатили по демпферу порядка 400 млрд. рублей.

Как следствие, когда цена на «черное золото» начала расти, компании нарастили экспорт нефти за рубеж. При этом из-за сниженных объемов переработки запасов топлива на внутреннем рынке оказалось недостаточно. В январе они были зарегистрированы на минимальном за последние несколько лет уровне.

В свою очередь, нефтяники, понесшие значительные убытки в 2020-м году, на протяжении полугода просили Правительство скорректировать формулу демпфирующего механизма.

Дело в том, что на данный момент одна из основных величин в этой формуле, от которой отсчитываются выплаты из бюджета или в бюджет, — внутренняя условная цена, которая никак не зависит от конъюнктуры рынка и ежегодно повышается на 5%. В этом году это означало, что она выросла быстрее темпов розничных цен, которые по итогам 2020-го года поднялись в среднем на 2%, а это дестабилизирует ситуацию на рынке.

Если же величину внутренней условной цены скорректировать, то это увеличит выплаты нефтяникам или снизит их убытки при низких экспортных ценах.

В начале года они снова обращались в Правительство с просьбой изменить формулу демпфирующего механизма, однако тогда, в конце января, компаниям отказали. На совещании Кабинета министров ограничились только тем, что обязали нефтяников увеличить запасы топлива и поручили Министерству энергетики и ФАС подготовить приказ об увеличении нормативов продаж топлива на бирже.

И только в начале марта, после того как стало понятно, что ситуация на рынке все равно не стабилизируется, Правительство все-таки согласилось скорректировать демпфер с тем, чтобы привязать изменение внутренней условной цены к темпам роста розничных цен.

«В настоящее время Минфин России готовит соответствующий проект закона. Планируется, что этот механизм заработает с 1-го мая 2021-го года с целью сохранения маржинальности в рознице и стабильности цен на АЗС», — рассказал на вчерашнем рабочем совещании вице-премьер Александр Новак.

При этом он все равно заверил, что принятые ранее меры, несмотря на продолжающийся рост топливных цен на бирже, каким-то образом оказались действенными.

«Принятые решения позволили существенно ослабить давление на оптовый рынок нефтепродуктов и будут способствовать дальнейшему накоплению запасов перед летним периодом. Запасы топлива уже выросли более чем на 35% относительно начала февраля», — подчеркнул вице-премьер.