Демпфирующий механизм все-таки скорректируют в пользу нефтяников

11 марта 2021 г.10:54

Демпфирующий механизм все-таки скорректируют в пользу нефтяников

Пресс-служба ПАО «Газпром нефть»

Формулу демпфирующего механизма, о чем уже неоднократно просили нефтяные компании, все-таки скорректируют. Такое решение было принято в среду, 10-го марта, на совещании вице-премьера Александра Новака, курирующего топливно-энергетический комплекс, с профильными ведомствами и представителями нефтегазовых компаний. Считается, что это должно стабилизировать ситуацию на внутреннем топливном рынке, который, по оценкам Российского топливного союза, близок к кризису, и предотвратить резкий рост цен на топливо на АЗС.

«По итогам обсуждения участниками совещания было решено откорректировать заложенную в формуле действующего демпферного механизма цену внутреннего рынка на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019-2020 годах, а также использовать фактические темпы роста розничных цен для расчета демпфера в будущие периоды», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте Правительства.

По сути, это значит, что компенсационные выплаты, которые нефтяные компании получают из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок, увеличатся.

Напомним: в соответствии с формулой демпфирующего механизма, по которой как раз таки и рассчитывают компенсационные выплаты, из экспортной цены на топливо отнимают внутреннюю условную цену. Последняя установлена на законодательном уровне, она имеет постоянное в течение года значение, никак не зависящее от конъюнктуры рынка, и раз в год индексируется на 5%.

Тот факт, что в 2021-м году внутренние условные цены на бензин и дизельное топливо увеличились на 5%, говорит о том, что они выросли быстрее темпов роста реальных розничных цен. Средние цены на АЗС на АИ-95 по итогам 2020-го года поднялись на 2,4%, на АИ-92 — на 2,1%, на дизельное топливо — на 1,6%.

Таким образом, если внутренняя условная цена опустится «на уровень фактических темпов роста розничных цен», то разница между ней и экспортной ценой, а соответственно — и сумма компенсаций, увеличится. Точно так же это отсрочит тот момент, когда экспортные цены, если начнут снижаться (а именно это произошло в 2020-м году), достигнут внутренних условных и демпфер станет отрицательным.

Отрицательный демпфер, подчеркнем, означает, что нефтяники не получают компенсации из бюджета, а наоборот, делают выплаты в бюджет. За десять месяцев прошлого года, например, они суммарно заплатили в бюджет по демпферу порядка 400 млрд. рублей.

Если же демпфер все-таки станет отрицательным, то разница между внутренней условной и экспортной ценой и, как следствие, сумма, которую компании должны будут внести в бюджет, будет меньше.

В свою очередь, для розничного рынка корректировка внутренней условной цены в формуле демпфирующего механизма позволит увеличить маржу владельцев АЗС, поскольку они вынуждены сдерживать рост розничных цен в пределах инфляции, в то время как высокая внутренняя условная цена влечет за собой и рост реальных оптовых цен.

Так, ранее в Российском топливном союзе отмечали, что оптовые цены на внутреннем рынке достигли розничных, а в некоторых регионах даже их превышают, из-за чего заправочные станции работают с минимальной маржой или просто себе в убыток. В такой ситуации им рано или поздно пришлось бы для выживания поднять цены на топливо.

Что примечательно: нефтяные компании просили Правительство откорректировать формулу демпфирующего механизма еще с лета прошлого года, однако каждый раз в решении этого вопроса перевешивала позиция Министерства финансов, охраняющего бюджет.

Так, например, на совещании, которое прошло в конце января этого года, от изменения демпфера отказались, а еще несколькими неделями ранее в ведомстве заявляли, что откорректируют формулу только после 2024-го года.

Навстречу нефтяным компаниям пошли только после того, как на рынке прочно установились мировые цены на нефть выше 60 долларов за баррель, а страны-участницы ОПЕК+ выступили за то, чтобы не увеличивать добычу нефти, что тоже должно поддержать рост цен на нее, а российскому бюджету гарантирует увеличенный доход.

Как отметил Александр Новак, при среднегодовой цене на нефть на уровне 60 долларов за баррель бюджет дополнительно получит 2,5 трлн. рублей.

Вместе с тем когда формулу демпфирующего механизма корректировали в прошлый раз (летом 2019-го года), компенсацию выпадающих доходов бюджета все равно обеспечили за счет самих же нефтяников, увеличив ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и расширив перечень нефтепродуктов, которые облагаются акцизами.

Добавим также, что для того, чтобы принятое вчера решение Правительства начало действовать, правки должны быть внесены на законодательном уровне, что потребует некоторого времени. Однако, как ожидается, новая формула начнет применяться не с момента одобрения соответствующего законопроекта, а задним числом — с начала этого года.