Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Цена бензина АИ-92 на бирже пробила рекордный максимум, зарегистрированный в мае 2018 года

12 марта 2021 г.15:19

Цена бензина АИ-92 на бирже пробила рекордный максимум

commons.wikimedia.org

Цена автомобильного бензина марки «Регуляр-92» (АИ-92) на торгах в пятницу, 12-го марта, выросла до 55,75 тыс. рублей за тонну, пробив тем самым исторический максимум, зафиксированный в мае 2018-го года, ссылается ТАСС на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Позднее цена на топлива пошла вниз.

Итак, в ходе биржевых торгов в пятницу, 12-го марта, стоимость бензина АИ-92 выросла на 1,71%, а с начала года увеличилась на 12,33%. Таким образом, она превысила рекорд мая 2018-го года.

Напомним: тогда, в мае 2018-го года, вместе с оптовыми ценами точно так же резко росли и розничные. В течение месяца стоимость бензина поднялась на 5,6%.

Однако сейчас розничный рынок остается более ли менее стабильным, из-за того что над владельцами АЗС висит обязанность сдерживать рост цен в пределах инфляции. Как следствие, они работают с минимальной маржой или вообще себе в убыток и вряд ли сумеют в такой ситуации долго продержаться, если не будут приняты действенные меры.

За первую неделю марта, по данным Росстата, топливо на АЗС подорожало на 0,3% при общей инфляции в 0,2%.

Стоит также отметить, что тогда, в 2018-м году, одной из причин кризиса на топливном рынке стал дефицит топлива: на фоне роста цен на нефть компании увеличили поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж. Чтобы сбалансировать внутренний и внешний рынки, как раз таки и был разработан демпфирующий механизм, который при высоких ценах на нефть компенсирует нефтяникам, поставляющим топливо в Россию, недополученную прибыль.

В этом году на рынке опять наблюдается похожая ситуация: с конца декабря цены на нефть пошли вверх, а вместе с ними и цены на топливо на бирже. При этом демпфирующий механизм свою положительную роль для регуляции рынка сыграть не смог. Наоборот, в прошлом году из-за низких мировых цен на топливо он оказался отрицательным: нефтяники не получали компенсации из бюджета, а платили в бюджет.

За десять месяцев 2020-го года они суммарно выплатили по демпферу 400 млрд. рублей. Как следствие, с ростом цен на нефть нефтяные компании воспользовались возможностью, чтобы самим компенсировать свои убытки, и увеличили экспорт.

Что по этому поводу говорят в Министерстве энергетики?

В Министерстве энергетики подчеркивают, что продолжают контролировать ситуацию на розничном рынке, чтобы АЗС по-прежнему сдерживали цены на уровне, близком к инфляции, а не поднимали их в соответствии с оптовыми ценами. При этом в ведомстве уверяют, что для стабилизации оптового рынка также предприняты все необходимые меры.

«Нефтегазовые компании уже держат поставки топлива на рынок на высоком уровне», — указали в министерстве.

В январе запасы топлива на внутреннем рынке оценивались в 1,2 млн. тонн — на минимальном за последние несколько лет уровне. На прошедшем в том месяце совещании Правительство действительно рекомендовало нефтяникам увеличить переработку, однако нарастить 600 тыс. тонн, до 1,8 млн. тонн, они должны постепенно, только к 1-му июня.

По данным Центрального диспетчерского управления «ТЭК Россия» на 9-е марта, 88% от объема производства бензина было направлено на российский рынок, остальные 12% — на экспорт. В случае с дизельным топливом на экспорт пошло 44,3%, на внутренний рынок — 53,7%.

При этом нефтяникам в принципе выгоднее не перерабатывать топливо, а отправлять нефть на экспорт в чистом виде.

«Свой положительный эффект на рынок для поддержания объемов реализации моторного топлива на бирже, а также снижения ценового давления в ближайшее время продемонстрируют принятые изменения в совместный приказ Минэнерго и ФАС по увеличению минимальной величины продаваемых на бирже бензинов до уровня 11% и дизельного топлива до 7,5%», — добавили в Министерстве энергетики.

Этот приказ, который увеличил объемы продаж бензина на бирже на 1%, а дизельного топлива — на 1,5%, был принят еще месяц назад, в начале февраля. При этом готовился он к подписанию на протяжении полугода.

«Экономическая эффективность нефтепереработки и реализации топлива на АЗС будут также поддержаны решением Правительства по корректировке параметров специального демпферного механизма», — заключили в ведомстве.

Решение скорректировать демпфирующий механизм, о чем нефтяники неоднократно просили как минимум с лета прошлого года, было принято Правительством только двумя днями ранее, 10-го марта. Хотя если бы навстречу компаниям пошли еще в прошлом году, то их убытки по демпферу были бы меньше.

При этом изменения в демпфер необходимо вносить на законодательном уровне. То есть: еще необходимо время для того, чтобы одобрить законопроект в трех чтениях, провести его через Совет Федерации и получить резолюцию Президента, а также в принципе для того, чтобы эффект от его принятия был заметен на рынке.