Как минимум пять новых правонарушений: что готовит новый КоАП для автомобильных грузоперевозчиков?

31 января 2020 г.20:49

Что готовит новый КоАП для автомобильных грузоперевозчиков?

Министерство юстиции опубликовало проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который должен вступить в силу с 1-го января 2021-го года. Если документ будет принят именно в таком виде, то со следующего года перевозчиков смогут штрафовать за неоплату в системе «Платон» неограниченное число раз в сутки. Для них, кроме того, введут единые штрафы за перевес вне зависимости от того, кому именно — физическому или юридическому лицу — принадлежит транспортное средства, а также ответственность за нарушение правил перевозки скоропортящихся грузов.

Напомним: действующий Кодекс приняли 18 лет назад, в декабре 2001-го года. Вступил в силу он с 1-го июля 2002-го года, и за это время, как сказано в пояснительной записке к проекту, в документ успели внести почти 5 тыс. изменений.

Поэтому в марте прошлого года Дмитрий Медведев, бывший тогда еще главой Правительства, поручил разработать новый документ, который привел бы все эти правки в единую систему, а заодно продемонстрировал бы реформу контрольно-надзорной деятельности.

Реформа, которую еще называют «регуляторной гильотиной», должна пересмотреть предъявляемые к бизнесу требования и устранить те из них, которые являются избыточными или уже в принципе устарели. Как следствие, формы привлечения к ответственности за административные правонарушения тоже решили привести в соответствие с новым временем.

В представленной в июне 2019-го года концепции нового КоАП подчеркивается, что количество видов правонарушений уменьшится, а сам Кодекс из карательно-фискального инструмента превратится в документ с риск-ориентированным подходом.

Это уменьшение и риск-ориентированный подход в сфере автомобильных грузоперевозок выглядят так.

«Платон»

С одной стороны, новый Кодекс действительно исключает увеличение суммы штрафа до 10 тыс. рублей за повторное нарушение. То есть оставляет единый для всех случаев размер наказания — все те же 5 тыс. рублей.

Обсуждаемого пару лет назад повышения штрафов чуть ли не до 20 тыс. рублей, как очевидно, не будет.

Однако с другой стороны, документ убирает из статьи одно важное примечание — о том, что при автоматической фиксации нарушения штраф на один и тот же автомобиль могут выписать только один раз в течение суток.

Получается, что вместе с новым Кодексом штрафовать за неоплату проезда будут ровно столько раз, сколько раз грузовик проедет под «рамками».

Весогабаритный контроль

Здесь, как и обещали, к ответственности будут привлекать только владельцев транспортных средств, а сумму штрафа сделают единой и фиксированной — без «вилок» и оглядки на то, кому принадлежит грузовик.

Иными словами, водителей и должностных лиц оставят в покое, однако «физические» собственники тоже не смогут пройти по категории «водитель». С них взыщут такую же сумму, как если бы они были ИП. Между ИП и юридическим лицом тем более никакого различия не будет.

При этом требования к крупногабаритным автомобилям несколько смягчат. За превышение длины/высоты/ширины в пределах 5 см штрафовать не будут, а предельную границу для минимального наказания поднимут с нынешних 10 см до 15 см.

Таким образом штрафы за несоблюдение весовых и габаритных параметров будут следующими:

  • за превышение по массе или осевой нагрузке на 2-10% или по габаритам на 5-15 см — 100 тыс. рублей;
  • за превышение на 10-20% по массе или на 15-20 см по габаритам — 250 тыс. рублей;
  • за превышение на 20-50% или на 20-50 см — 350 тыс. рублей;
  • сверх 50% или сверх 50 см — 400 тыс. рублей.

При этом полномочия по вынесению штрафов, как и планировалось, передадут от ГИБДД Ространснадзору.

Тахографический контроль

Здесь введенные с 1-го ноября 2019-го года санкции останутся прежними и в прежнем размере. Однако появится новый вид правонарушения — непредоставление сведений о транспортных средствах и установленных в них тахографах, а также блокирование автоматической передачи данных о соблюдении режима труда и отдыха.

Поскольку в новой статье употребляются два понятия — «режим труда и отдыха» и «время управления транспортным средством и отдыха», санкции будут действовать как для юридических лиц и ИП, так и для «физических» собственников.

По обеим частям граждан оштрафуют на 10-20 тыс. рублей, ИП и юридических лиц — на 20-50 тыс. рублей.

Напомним: к 2025-му году в России должны создать и запустить единую информационную систему тахографического контроля, куда данные с тахографов будут передаваться автоматически непосредственно во время движения автомобиля. Эту систему также планировали задействовать для фиксации факта проведения предрейсового технического контроля.

Опасные грузы

В новом Кодексе за нарушения правил перевозки опасных грузов введут отдельную ответственность для ИП, которых пока штрафуют как должностных лиц. Изначально, правда, ИП собирались приравнять (по примеру весогабаритного контроля) к юридическим лицам, но, видимо, от такой идеи отказались.

Таким образом, санкции для ИП составят 20-25 тыс. рублей.

Для сравнения: должностных лиц наказывают на 15-20 тыс. рублей, юридических — на 400-500 тыс. рублей.

Кроме того, появится еще одно действительно важное «уточнение»: если сейчас водителя могут даже лишить прав на 4-6 месяцев, то, по новому документу, на такой же срок ему запретят заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, а не вообще управлять автомобилем.

Как следствие, в КоАП будет значиться и еще один новый вид правонарушения.

Профессиональный водитель

Так, новый Кодекс предусматривает наказание для тех, кто работает водителем, не имея права этого делать.

За первое нарушение санкции составят 5-15 тыс. рублей, за повторное — 20-30 тыс. рублей или обязательные работы (от 40-60 часов) либо административный арест (до 5 суток).

Для тех, кого лишили права работать водителем, ответственность изначально будет строже — до 30 тыс. рублей штрафа или до 15 суток административного ареста.

Кроме того, 30 тыс. рублей взыщут с того, кто нанял такого водителя.

Кстати, то, что в КоАП появится подобная статья, означает, по сути, что водителей все-таки разделят на любителей и профессионалов.

Напомним: Министерство транспорта предлагало ввести дополнительное обучение для профессионалов с тем, чтобы они получали соответствующее свидетельство и подтверждали его каждые 5 лет.

Скоропортящиеся грузы

На данный момент санкции за нарушение правил перевозки скоропортящихся грузов не предусмотрены. С 1-го января 2021-го года их все-таки введут.

Штрафы будут едиными для юридических лиц и ИП — 50-70 тыс. рублей.

Подчеркнем: одно из основных условий перевозки скоропортящихся грузов — это наличие свидетельства СПС на транспортное средство.

ГЛОНАСС

С 1-го января 2021-го года начнут также наказывать за отсутствие на транспортном средстве оборудования спутниковой навигации или за движение с неисправной или выключенной аппаратурой.

На самом деле такое требование — ездить под ГЛОНАСС — уже вводили, но потом отложили до 31-го мая 2020-го года. До того времени, когда, как ожидается, будет принят закон о навигационной деятельности.

Иными словами, то, что штрафы за такое нарушение введут, было вполне ожидаемо. Неожидаемо другое: по утвержденным правилам, спутниковое оборудование необходимо для автобусов и грузовиков, перевозящих опасные грузы. Однако в новом КоАП среди прочего упоминается и движение тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств.

То есть, получается, то транспортное средство, которое планируют использовать для перевозки негабарита, тоже придется оснащать ГЛОНАСС.

Каботажные перевозки

Появление в новом Кодексе отдельной статьи с таким названием, по сути, означает, что к 1-му января 2021-го года разовые каботажные перевозки по территории России все-таки должны разрешить (пока соответствующий законопроект не рассматривался даже в первом чтении).

Разрешат их, правда, только для тех, кто зарегистрирован в странах ЕАЭС, для представителей других государств каботаж по-прежнему будет запрещен.

Стоит сказать, что в действующем КоАП аналогичная статья уже есть — «Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозки грузов и/или пассажиров». В соответствии с ней к ответственности привлекается только водитель — 150-200 тыс. рублей.

Санкции такими и останутся. Только для перевозчиков из ЕАЭС, которые нарушат правила каботажа (осуществят более двух перевозок за один рейс или возьмут груз не по пути к своей границе), штрафы будут чуть ниже — 100-150 тыс. рублей.

Международные перевозки

В этом направлении у российских перевозчиков тоже появится новый вид правонарушения. А именно: смогут штрафовать тех, кто осуществляет международные перевозки без карточки МАП.

По всей видимости, имеются в виду те случаи, когда перевозчик, получивший МАП, передает карточку тому, у кого ее нет. Сейчас наказать могут только первого — вынести предупреждение или аннулировать лицензию. Того, кто воспользовался чужой карточкой, привлечь к ответственности не могут.

С новым КоАП такая возможность появится. Причем помимо штрафов, предусмотрена также конфискация автомобиля, а сами штрафы для водителей будут достигать 20 тыс. рублей, для должностных лиц — 75 тыс. рублей, для ИП — 100 тыс. рублей, для юридических лиц — 400 тыс. рублей.

Техосмотр

Новый КоАП, естественно, будет включать положения, которые должны вступить в силу с 27-го июля этого года. А именно: то, что штрафовать за отсутствие диагностической карты будут владельцев всех транспортных средств, а не только такси, автобусов и грузовиков для перевозки опасных грузов, а санкции увеличатся с 500-800 до 2 000 рублей.

При этом, напомним, уже сейчас получить диагностическую карту можно только на тот грузовик, где установлен тахограф. За исключением тех случаев, когда еще действует отсрочка.

Опасное вождение

Напомним: понятие «опасное вождение», от которого водителю следует воздержаться, ввели в ПДД в 2016-м году. Все это время пытались внести в КоАП и штрафы за такое управление автомобилем, однако пока их там нет.

В новом Кодексе санкции в размере 5 тыс. рублей появятся.

Опасным вождением, отметим, считается резкое торможение, попытка помешать обгону, несоблюдение безопасной дистанции, резкое перестроение и т.п.

ОСАГО

Тех, кто не застраховал свою автогражданскую ответственность, с 1-го января 2021-го года будут штрафовать не на 800, а на 1 000 рублей.

Превышение скорости

Это — то, что уже отметили все СМИ: значительное, в несколько раз, увеличение штрафов за превышение скорости:

  • с 500 до 3 000 рублей — за превышение на 20-40 км/ч;
  • с 1-1,5 тыс. до 4 тыс. рублей — за превышение на 40-60 км/ч;
  • с 2-2,5 тыс. до 5 тыс. рублей — за превышение на 60 км/ч.

Сейчас санкции в размере 5 тыс. рублей предусмотрены за превышение на 80 км/ч. В новом КоАП максимальной градацией при назначении наказания будет скорость в 60 км/ч.

При этом снижать ненаказуемый порог до 10 км/ч, как видно из проекта документа, пока не собираются.

...

Новый Кодекс об административных правонарушениях уже назвали сырым, неподготовленным, противоречащим первоначально озвученным принципам (снижение административной нагрузки на бизнес) и антисоциальным. Депутаты обещают не принимать его в таком виде.

Но можно ли верить тем, кто единогласно голосует за поправки к Конституции, суть которых на самом деле мало кому понятна? Ну, только одному-единственному человеку...