Итоги недели. Все как обычно: платную дорогу должны скоро открыть, а к ее открытию так толком и не подготовились

26 октября 2020 г.09:00

Платную дорогу должны скоро открыть, а к ее открытию не подготовились

Государственная Дума РФ

В том смысле, что некоторое время платная дорога не будет такой уж платной: штрафы за неоплаченный проезд к началу ноября принять вряд ли успеют. Хотя на прошедшей неделе к первому чтению документа, уже девять месяцев как внесенного в Государственную Думу, все-таки приступили. Из важных событий последних семи дней отметим также очередное появление очередей (просим извинить за тавтологию) на китайской границе и попытки властей Московской области запретить транзит грузовиков через населенные пункты.

Неоплаченный проезд по платной дороге запретили, а штрафы для «зайцев» еще не ввели

Таким образом, смельчаки могут попытаться, как только откроется ЦКАД-3, бесплатно проехать по платному 105-километровому участку.

Для контролирующих ведомств: мы к этому ни разу не призываем, нет! Просто как факт констатируем.

Потому что взимание платы на ЦКАД организовано совсем иначе, нежели на других трассах. Здесь никаких шлагбаумов и прочих ограждений для тех, кто не оплатил проезд, не будет.

То есть: свободно въезжаешь на дорогу и свободно по ней едешь, а «рамки» в это время фиксируют автомобиль и списывают оплату, если в нем установлен транспондер. А если такового в машине нет, выставляют счет.

И вот чтобы этот счет был оплачен, нужен противовес в виде штрафа. Однако этот штраф в действующем КоАП не прописан.

Получается, что проезд «зайцем» по платной дороге является нарушением и должен быть наказан (такой закон все-таки успели уже принять), но как за него наказать, если даже суммы штрафа нет?..

На прошедшей неделе, правда, законопроект о введении в КоАП штрафов (2,5 тыс. рублей — за легковой автомобиль, 5,5 тыс. рублей — за грузовик и автобус) в первом чтении приняли.

Вот только второе чтение, судя по сроку предоставления поправок, состоится не раньше 20-го ноября, в то время как ЦКАД-3 обещают открыть в начале месяца.

Что интересно, законопроект этот внесли в Государственную Думу еще в конце прошлого года. График открытия ЦКАД, где четко указывается, что первый и третий (платные) этапы дороги должны быть открыты до конца 2020-го года, утвердили еще в июле 2019-го.

О том, что взимание платы на ЦКАД будет организовано по системе «свободного потока», говорят уже несколько лет, начиная чуть ли не с момента строительства трассы (2014-й год).

То, что такая система требует изменений в законодательстве, тоже всем было понятно.

Так почему же тогда законы начали принимать в самый последний момент? Иначе не умеют? Или не рассчитывали, что дорогу вдруг возьмут и действительно в этом году построят?..

Хотя, конечно, «Автодор» сейчас пытается что-то придумать, чтобы припугнуть возможных «зайцев». Мол, данные о проехавших бесплатно транспортных средствах все равно будут собирать, а затем передадут в Федеральную службу судебных приставов для взыскания с их владельцев задолженности.

Юристы, однако, считают, что такой процесс потребует обращения в суд и много усилий со стороны компании.

Спрашивается: почему бы «Автодору» не придумать тестовый (бесплатный) режим на то время, пока штрафы не приняты? Ну, чтобы обкатать систему и убедиться, что она работает без ошибок. Например, действительно видит транспондер, а не принимает автомобиль с ним за «зайца».

А в Московской области в это время борются с транзитными грузовиками

Кажется, там вообще хотят запретить транзит грузовиков если не через все, то через многие населенные пункты.

Для этого на въезде в населенный пункт ставят знак, запрещающий движение грузовых автомобилей массой от 7 тонн, а рядом с ним — фотографирующую камеру.

Камеру ставят и на выезде, фиксируют время, за которое грузовик проехал путь между ними, и таким образом ловят тех, кто завернул в населенный пункт не по нужде.

Потому что знак на самом деле разрешает проезд для погрузки/разгрузки. И если время автомобиля оказалось больше того, которое требуется для того, чтобы пересечь все город, поселок и пр., значит, грузовик не просто шел транзитом, а следовал именно в этот населенный пункт.

Его владельца наказывать не будут. А для остальных существует штраф — 500 рублей.

Таким вот образом (а не строительством объездных дорог) пытаются решить проблему обилия грузовиков на городских улицах, шума, пыли и загазованности, на которые жалуются местные жители.

Система, кстати, уже работает в Бронницах и готовится к запуску еще в 10 населенных пунктах (в каких, правда, не уточняется).

Интересно: а местные власти не думают, что водители теперь специально будут ехать очень медленно, специально останавливаться на перекусить, заправиться и на просто постоять?..

И вот еще: не решились бы другие регионы взять этот пример. Потому как дорожная сеть за Уралом такой разветвленностью, как в Московской области, точно отличиться не может.

Министерство транспорта тоже готовит «сюрприз», но иностранным перевозчикам

Если сейчас их могут задержать, в том числе и путем установки блокираторов, до уплаты штрафа за превышение скорости, проезд под запрещающий знак для грузовиков и проезд «зайцем» по «Платону», то в скором будущем количество правонарушений, за которые придется отвечать, для них значительно увеличится, а автомобиль нарушителя, пока задолженность не погашена, смогут не выпустить из страны.

По крайней мере, это следует из подготовленных Министерством транспорта поправок в КоАП.

В них задержание штрафных должников предусмотрено за все нарушения в области дорожного движения (целая глава 12 КоАП) и несоблюдение режима труда и отдыха (ст. 11.23), а отдельной статьей прописывается порядок невыпуска за пределы РФ.

Правда, для этого в пунктах пропуска потребуются терминалы для уплаты штрафов и дополнительные стоянки (на что, кстати, Министерство финансов не очень хочет финансы искать) и доступ ФТС к базе МВД.

Хотя с последним, кажется, проблема будет решена.

Потому что в следующем году планируют создать и запустить открытую базу по нарушителям ПДД

«Открытую» означает, что доступ к ней смогут получить все, в том числе и сотрудники ФТС.

Однако помочь она сможет не только им.

Так, например, работодатель сможет проверить по ней нанимаемого водителя, а страховщики — рассчитать тариф по ОСАГО.

Напомним: в августе этого года вступил в силу закон, который позволяет страховым компаниям учитывать при расчете цены ОСАГО такие нарушения ПДД, как превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на запрещающий сигнал и выезд на встречную полосу (что важно: они должны быть зафиксированы инспектором, а не камерами).

Однако пока это нововведение не работает как раз таки потому, что у страховщиков нет доступа к данным ГИБДД.

Платформу же по нарушителям обещают открыть для всех в начале 2021-го года.

А еще Министерство транспорта совершенствует процесс взвешивания грузовиков

Ведомство представило для них (правда, пока только в виде проекта) правила проезда через зону автоматического весогабаритного контроля.

И вот они четко запрещают водителю грузовика (сейчас такого запрета нет):

  • во-первых, проезжать не под «рамкой» (то есть: увиливать от контроля, съезжая на «встречку» или на обочину);
  • во-вторых, разворачиваться аккурат перед автоматическими весами;
  • в-третьих, останавливаться (чтобы вдруг не сбросил лишний груз, что ли?);
  • в-четвертых, снимать, прикрывать регистрационные номера или любым другим образом делать их нечитаемыми (здесь все понятно);
  • в-пятых, использовать фару-прожектор или фару-искатель (тут бы хотелось объяснений от перевозчиков);
  • в-шестых, приближаться к предыдущему автомобилю менее чем на 20 метров (а то решит кто-нибудь проскочить за другим грузовиком след в след и так остаться неопознанным);
  • в-седьмых, ехать не с той скоростью, которая рекомендована в зоне контроля (говорят же, что на очень небольшой скорости «рамки» якобы не срабатывают, да и рассчитаны они, как правило, до 140 км/ч, хотя до такой скорости и грузовику, в принципе, разогнаться сложно, тем более с ограничителями).

Эти правила должны заработать с 17-го января. Собственно, с этого же числа о приближении к весогабаритной «рамке» должна свидетельствовать не табличка «Фотовидеофиксация» (или ее отсутствие вообще), а специальный знак, открывающий зону автоматического контроля.

Через несколько метров после «рамки» должен будет стоять знак, оповещающий о выезде из этой зоны.

Кроме того, после 17-го января в соответствии с принятым этим летом законом каждая новая «рамка» первые месяцы (скорее всего, три месяца) должна будет работать в тестовом режиме (без вынесения штрафов), а за ней обязательно должно будет стоять информационное табло для отображения результатов взвешивания.

Правда, в последнем случае не очень понятно, «думает» ли закон задним числом? То есть: это только все новые автоматические пункты должны будут оборудовать информационными табло или те, которые уже стоят без всяких средств оповещения, тоже?..

Если продолжать про средства фиксации: измерение средней скорости хотят распространить на всю страну

С таким предложением, что совсем неудивительно, выступила Ассоциация производителей и операторов систем фотовидеофиксации.

В ассоциации, видимо, не знают, что в прошлом году (правда, только в первом чтении) Государственная Дума приняла законопроект, запрещающий штрафовать за среднюю скорость.

Его авторы подчеркивают: эти замеры незаконны, потому что такого понятия, как средняя скорость, в законе вообще нет.

И нет также требований (есть только рекомендации ГИБДД) к обустройству рубежей фотовидеофиксации: какой, например, должна быть максимальная протяженность участка, могут ли на нем быть пересечения с другими дорогами, может ли на нем меняться скоростной режим и т.п.

Впрочем, на то, что такой законопроект существует, не обращают внимание и власти тех регионов, где штрафы за превышение средней скорости уже выносятся.

Причем выносятся нередко с ошибками: одному автовладельцу пришли вот как-то постановления и за превышение средней скорости на участке между камерами, и с каждой из двух камер за превышение мгновенной скорости.

То есть: по сути, его наказали за одно нарушение трижды.

Хотя, законно ли это, непонятно, потому что в законе, естественно, тоже никаким образом не прописано.

А в это время на границе с Китаем опять напряженно

Потому что недавно китайские власти обязали водителей, въезжающих в страну, предъявлять справки об отрицательном тесте на коронавирусную инфекцию, а сами такие справки принимают через раз.

Тех, у кого справки не приняли, возвращают в Россию, не дав им, естественно, разгрузиться.

В итоге, дальнобойщики объявили забастовку: они сами отказываются въезжать в Китай и требуют от властей Приморского края организовать тестирование непосредственно на территории пунктов пропуска.

Местные власти, естественно, обязуются оказывать «содействие предпринимателям в прохождении процедуры тестирования».

Так, в пресс-службе краевого Правительства отчитались, что сдать тест на COVID можно в медицинских учреждениях в тех поселках, где расположены пункты пропуска.

В пятницу на границе с Китаем в общей сложности в «заторах» стояли 440 грузовиков.

И напоследок хорошая новость: впервые за полгода продажи грузовиков пошли в рост

Хорошая потому, что якобы должна свидетельствовать о том, что дела в отрасли налаживаются.

Если, конечно, в статистику не вмешались запоздавшие за прошлые месяцы данные.

В общем, так или иначе в сентябре было зарегистрировано на 14,8% новых грузовиков больше, чем в сентябре прошлого года.

Хотя последний раз положительный прирост (да и то минимальный — +0,8%) рынок показывал еще в некоронавирусном по сути в феврале.