Депутаты одобрили в первом чтении введение штрафа за неоплаченный проезд по платной дороге
22 октября 2020 г.16:35
Пресс-служба ГК «Автодор»
В четверг, 22-го октября, Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект, который вводит штрафы за неоплаченный проезд по платной дороге. Сейчас санкции за такое нарушение российским законодательством вообще не предусмотрены.
Так, для владельца легкового автомобиля штраф составит 2,5 тыс. рублей, для владельца грузовика и автобуса — 5,5 тыс. рублей. Однако в случае с транспортными средствами, зарегистрированными в другом государстве, к ответственности будет привлекаться непосредственно водитель: планируется, что его не выпустят из страны, пока он не погасит задолженность.
На данный момент, отметим, штрафы за неоплаченный проезд по платной дороге в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) отсутствуют. И до недавнего времени их введение, несмотря на борьбу «Автодора» с «зайцами», в принципе, никакого смысла не имело.
Пока платные трассы «оборудованы» пунктами взимания платы, где и происходит контроль за тем, оплатил водитель свой путь или нет. А после того, как на таких пунктах начали устанавливать светофоры с комплексами фотовидеофиксации, а мягкие шлагбаумы менять на металлические, шансов проехать бесплатно стало еще меньше.
Однако уже в этом году в России должны запустить систему безостановочной оплаты проезда (free flow, или «свободный поток»), которая, как следует из слова «безостановочный», контрольных «рубежей» со шлагбаумами на дорогах не предполагает.
Вместо них будут работать специальные «рамки»: с одной стороны, они будут автоматически списывать плату за проезд, если в автомобиле установлен транспондер, а с другой — фотографировать транспортное средство, чтобы после выставить его владельцу счет, если такого устройства нет.
При этом свободно, без преодоления шлагбаумов, въехать на платную дорогу сможет любой водитель. Как следствие, для того чтобы счет за проезд действительно был погашен, должно быть предусмотрено наказание за отсутствие оплаты. Потому как, кроме «рамок», других способов контроля, которые могли бы охватить весь транспортный поток, на таких дорогах не будет.
Впервые систему free flow должны запустить на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), а ее, в свою очередь, должны частично ввести уже в этом году. Движение на третьем этапе от М-7 «Волга» до М-11 «Нева» обещают открыть не позже начала ноября.
Кстати, ровно неделю назад Владимир Путин подписал другой закон, который также готовит внедрение «свободного потока». Этот документ, в принципе, запрещает движение по платной дороге без оплаченного проезда (до недавнего времени такого запрета не было), регламентирует, что тариф определяет оператор трассы, однако максимальную цену, которую никак нельзя будет превышать, установит федеральное или региональное правительство (в зависимости от уровня подчиненности дороги).
Уже принятый закон также дает срок на оплату — пять дней с момента фиксации проезда. Если в течение этого времени счет не будет погашен, владельцу автомобиля придет штраф.
Правда, в этом смысле есть некоторое расхождение с рассматриваемым законопроектом. Потому как последний, по сути, растягивает срок оплаты на 60 дней. Он говорит: если плата за проезд будет внесена до истечения 60 дней, владелец транспортного средства (или водитель) будет освобожден от административной ответственности и производство по делу об административном правонарушении будет прекращено.
Этот законопроект, однако, еще ждет второе и третье чтение, в ходе которых в документ могут внести поправки. Что примечательно: срок предоставления поправок — 20-е ноября 2020-го года. То есть тогда, когда III этап ЦКАД уже будет открыт и, по идее, уже должны были бы применяться штрафы за проезд по нему «зайцем».