Нет такого понятия, как средняя скорость: депутаты в первом чтении запретили штрафовать за то, за что уже штрафуют
12 декабря 2019 г.12:04
Общероссийский народный фронт
В среду, 11-го декабря, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает штрафовать водителей из расчета средней скорости движения на участке. Авторы документа указывают: нарушением является то, что выявлено в конкретное время в конкретном месте, все остальное — домыслы и догадки. Вместе с тем в некоторых регионах за превышение средней скорости уже штрафуют.
Законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в июне прошлого года, хотя фиксация средней скорости движения в Татарстане, например, заработала еще в 2013-м году. К настоящему времени технологию применяют уже в нескольких регионах (в том числе в Московской области): из почти 13 тыс. действующих в стране стационарных комплексов около 1 тыс. камер настроены и на вычисление средней скорости тоже.
Расчет, кстати, осуществляется следующим образом: каждая из двух расположенных друг за другом камер фиксирует время проезда под ней конкретного автомобиля. На основании этих данных система определяет, за какое время машина преодолела участок между двумя комплексами, а значит, и среднюю скорость, с которой она двигалась.
Авторы законопроекта указывают: система не может знать, что точно происходило на участке между двумя замерами — действительно ли на всем его протяжении автомобиль следовал с превышением скорости или он где-то останавливался, сворачивал и пр. При этом, хотя за превышение средней скорости уже штрафует, в законе такого понятия, как средняя скорость, вообще нет. Нет никаких норм, которые бы регулировали использование комплексов для ее вычисления: например, какой максимальной длины может быть отрезок между двумя камерами, могут ли на нем быть съезды на другие дороги и пр.
Так, в октябре этого года Верховный Суд отменил вынесенное постановление за превышение средней скорости. В рассматриваемом деле замеры вообще проводились на участке длиной 70 км. В решении суда также отмечается, что при назначении штрафа не были оценены все возможные варианты. «Транспортное средство могло двигаться по иному маршруту, — подчеркивается в Постановлении. — Проехав первую камеру видеофиксации (без превышения скоростного режима), заявитель мог проследовать на иной участок дороги и выехать на автодорогу перед второй камерой, которую он проехал без превышения установленной скорости».
С такой же вероятностью автомобиль на какое-то время мог остановиться, а потом проехать участок с еще большей скоростью, чем было высчитано (115 км/ч), а значит, его владельца и оштрафовать должны были бы на большую сумму.
То же самое, по сути, говорится и в пояснительной записке к принятому законопроекту: «Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчетов недопустимо».
В связи с этим законопроектом предлагается четко прописать в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), что фиксация средней скорости движения на участке не может быть доказательством правонарушения. Привлечение к административной ответственности допустимо только при фиксации скорости «в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время».
Что примечательно: депутаты одобрили документ несмотря на то, что прежде он получил отрицательную оценку от Правительства. В ГИБДД (а именно это ведомство готовило отзыв) напоминают, что в соответствии с Правилами дорожного движения водитель должен соблюдать установленную скорость на всем пути следования, а не только в конкретном месте, а потому нет никакого противоречия в том, что при отсутствии понятия «средняя скорость» за ее превышение штрафуют.
В ГИББД, кроме того, ссылаются на опыт западных стран, где такая технология уже используется.
Вместе с тем Игорь Моржаретто, эксперт в области дорожного движения и автомобильного транспорта, партнер аналитического агентства «Автостат», отмечает, что в Германии, например, от таких систем отказались, а в других странах измерение средней скорости если и применяется, то только при проезде через тоннели (камеры фиксируют время въезда в тоннель и выезда из него), где никуда невозможно свернуть и нельзя останавливаться.