Будут отслеживать, но не так тщательно: в России дорабатывают меры по привлечению к ответственности иностранных водителей
26 августа 2020 г.15:32
ГИБДД РФ
Профильные ведомства продолжают разрабатывать «дорожную карту» мер, призванных сделать неотвратимым наказание для иностранных водителей, нарушивших ПДД на территории России. Однако судя по последним изменениям, которые оказались в распоряжении издания «Коммерсантъ», контроль за иностранными водителями будет не таким жестким, как изначально предполагалось.
Напомним: в июле прошлого года Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по обеспечению безопасности дорожного движения. Одно из них касалось привлечения к ответственности иностранных водителей, которые сейчас, нарушив на территории России ПДД, зачастую уходят от наказания. Иными словами, не оплачивают положенные штрафы.
Происходит это в том числе потому, что у МВД нет достоверной базы по иностранным автовладельцам, из-за чего им, в принципе, не может прийти «письмо счастья» за нарушение, зафиксированное в автоматическом режиме.
Кроме того, отсутствует регулярный обмен данными между МВД и ФТС и законодательство, которое запрещало бы «гостям России» выехать из страны или въехать в страну без уплаты накопившихся на них штрафов.
По поручению Президента, к 1-му февраля этого года профильные ведомства должны были разработать комплекс мер, решающих проблему иностранных нарушителей. Проект «дорожной карты» представили в ноябре прошлого года.
Тогда он включал в себя действительно эффективные мероприятия. Во-первых, планировали организовать регулярный обмен данными между ФТС, МВД и Министерством транспорта (Ространснадзором) о владельцах автомобилей с иностранными номерами, а также обмен данными между таможнями стран ЕАЭС о временно ввезенных транспортных средствах.
Во-вторых, собирались обустроить пункты пропуска, оборудовав их камерами для фиксации въезда на территорию России каждого автомобиля, а также стоянками и терминалами для оплаты штрафов. Установка камер предусматривалась и на подъездных дорогах к границе со странами ЕАЭС.
В-третьих, должны были разработать законодательные правки, которые позволяли бы задерживать иностранных водителей до уплаты ими накопившихся штрафов, а для претворения всех этих мер — увеличить штат сотрудников ГИБДД и Ространснадзора.
Однако тот проект «дорожной карты» так и не был утвержден. Сейчас же его значительно урезали.
Так, по информации «Коммерсанта», по настоянию Министерства финансов вычеркнули положение об обустройстве границ камерами, терминалами и стоянками. Комплексы фотофиксации оставят только на подъездах к границе со странами ЕАЭС, за их размещение будут отвечать Росавтодор и «Автодор».
Финансовое ведомство, кроме того, выступило против увеличения штата ГИБДД и Ространснадзора.
Не будут создавать и систему обмена данными между ФТС, МВД и Министерством транспорта. Плюс, ФТС настаивает на исключении положения об обмене данными с таможнями стран ЕАЭС, хотя такой обмен дал бы доступ к информации о том, какие иностранные автомобили въехали на территорию ЕАЭС не через российскую границу.
Сейчас, например, данные о поляке, который пересек белорусскую границу, а затем проследовал в Россию, белорусской таможне известны, в то время как российской они не видны.
В ФТС говорят, что такой обмен данными технически сложно организовать, и напоминают, что у них есть своя база по временно ввезенным автомобилям. Правда, она учитывает только те транспортные средства, которые не зарегистрированы в странах ЕАЭС и въехали в страну непосредственно через российскую границу.
В свою очередь, для обмена данными об иностранных автовладельцах в обновленной «дорожной карте» предлагают использовать систему международного страхования «Зеленая карта». Однако против этого выступает Российский союз автостраховщиков. Там отмечают, что система мало того что не сможет в кратчайшие сроки обработать такое количество запросов — она, в принципе, не содержит необходимые сведения для оформления штрафов.
Таким образом, из мер, которые должны сделать неотвратимым наказание для иностранных водителей, точно оставили только внесение изменений в законодательство и обустройство подъездных дорог к границе со странами ЕАЭС.
При этом, отметим, в Беларуси недавно был одобрен проект соглашения с Россией о взаимном признании решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Он должен стать основой для соответствующих переговоров между странами.
Подробности этого проекта не уточняются, однако ранее сообщалось, что в случае подписания соглашения судебные приставы обеих стран будут добиваться уплаты штрафов за такие нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, как превышение скорости, выезд на встречную полосу и т.п.
Иными словами, если белорусский водитель попадется на нарушении скоростного режима в России и не уплатит вовремя штраф, информацию об этом передадут службе судебных приставов его страны. И наоборот.
Когда начнутся соответствующие переговоры, тоже неизвестно. Когда-то планировалось, что к ним присоединится и Казахстан.