Измерение средней скорости, которое депутаты признали незаконным, предложили распространить на всю страну

22 октября 2020 г.12:28

Измерение средней скорости предложили распространить на всю страну

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

В Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации (ОКО) предлагают распространить систему измерения средней скорости и привлечения к ответственности за ее превышение на всю страну. Сейчас она действует только в некоторых регионах, однако уже показывает значительное снижение количества ДТП, рассказали «Российской газете» в организации. Вместе с тем на данный момент в законе такое понятие, как средняя скорость, вообще отсутствует, а в прошлом году депутаты в первом чтении одобрили законопроект, запрещающий ее замеры.

Система измерения средней скорости движения транспортного средства, например, уже применяется в Татарстане (с 2013-го года), Башкортостане, Московской и Тверской областях.

Она работает следующим образом: каждая из установленных на расстоянии друг от друга дорожных камер фиксирует время проезда автомобиля и таким образом определяется время, за которое транспортное средство прошло путь между двумя комплексами. Если время меньше того, которое требуется на преодоление участка с учетом действующего на нем скоростного режима, значит, этот скоростной режим был превышен. Как следствие, на владельца автомобиля приходит штраф.

В ассоциации подчеркивают, что применение системы уже дало свои результаты. Так, например, на 15 рубежах в Московской области, где в течение первого полугодия непрерывно велось измерение средней скорости, количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 17%.

Установка таких комплексов по всей стране, указывают в организации, позволит повысить безопасность дорожного движения и быстрее достичь целевых показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он, напомним, предусматривает, что к 2024-му году в два раза сократится количество мест концентрации ДТП, число погибших уменьшится с 13 (в 2017-м году) до 4 человек на 100 тыс. населения.

Правда, недавно Министерство транспорта представило обновленную версию проекта, из которого цель по сокращению мест концентрации ДТП вообще вычеркнули, а цель по уменьшению числа погибших продлили до 2030-го года.

Ошибки системы

Вместе с тем система и то, как она воплощается, уже показала свои недочеты.

Так, в частности, некоторые водители получают несколько штрафов за одно, по сути, нарушение. Поскольку система фиксирует не только время проезда участка, но и скорость транспортного средства в начале и в конце отрезка, бывает, что автовладельцу приходят два «письма счастья» — за превышение средней скорости и за превышение мгновенной скорости.

Известен даже случай, когда водитель получил три штрафа: с первого столба в начале участка, со второго — в конце отрезка, а также за среднюю скорость проезда между ними.

Систему, кроме того, пытаются применять на довольно протяженных участках (недавно Верховный суд отменил штраф за превышение средней скорости на отрезке протяженностью 40 км) и на участках, где действуют разные скоростные режимы.

Такого понятия, как средняя скорость, не существует

При этом на данный момент мало того что законодательством измерение средней скорости не предусмотрено, нет ни одного нормативно-правового акта, который регулировал бы применение системы.

Какой может быть максимальная протяженность участка, где проводятся замеры средней скорости? Могут ли на этом участке действовать разные скоростные режимы? Это должен быть прямой участок или допускается некоторая его «извилистость»? И какой тогда эта «извилистость» может быть? Могут ли быть на участке пересечения с другими дорогами?

Все эти вопросы если где и раскрываются, то только в ни к чему не обязывающих рекомендациях ГИБДД.

В свою очередь, в конце прошлого года Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который, в принципе, запрещает измерение средней скорости. В пояснительной записке к документу указывается, что система не может знать, что точно происходит на участке между двумя замерами, а привлечение к административной ответственности на основе догадок и домыслов недопустимо.