В районе моста через Лену в Якутии построят транспортно-логистический центр

16 декабря 2021 г.12:15

В районе моста через Лену в Якутии построят логистический центр

commons.wikimedia.org

Власти Якутска займутся организацией придорожного сервиса в районе будущего мостового перехода через реку Лену. Об этом в четверг, 16-го декабря, информационному агентству ТАСС рассказал мэр города Евгений Григорьев. Предусматривается строительство транспортно-логистического центра, складских помещений, места для стоянки и перегрузки большегрузного транспорта.

«В связи со строительством мостового перехода через реку Лену Администрация города Якутска должна обеспечить необходимыми объектами дорожного сервиса на территории городского округа. На сегодняшний день рассматриваем вопрос строительства транспортно-логистического центра», — отметил Евгений Григорьев.

Он уточнил, что для строительства площадки предусмотрен земельный участок площадью 56 га. В настоящее время уже разработана концепция, а также проведены предварительные расчеты по потребности и площади будущего торгово-логистического центра (ТЛЦ). Он станет каналом сбыта продовольственной и непродовольственной продукции.

«На данный момент окружной Администрацией Якутска ведется поиск инициатора-инвестора проекта. Мощность хранения ТЛЦ рассчитана на минимум 3,5 млн. тонн продукции в год, или 10 560 паллет в день», — пояснил мэр города.

Он также подчеркнул, что, кроме ТЛЦ, предполагаются строительство складских помещений, мест для стоянки и перегрузки большегрузного транспорта, придорожных комплексов для обеспечения ночлега и питания водителей.

Напомним: мост через Лену должен пройти от села Старая Табага до села Хаптагай Мегино-Кангаласского района — в 30 км от Якутска. Он позволит создать транспортно-логистический узел, где сойдутся несколько федеральных маршрутов — железнодорожный, речной и авиационный, а также трассы федерального значения А-331 «Вилюй», А-360 «Лена» и Р-504 «Колыма». Открытие транспортного перехода, как ожидается, приведет к росту грузоперевозок в регионе в 3 раза, до 6 млн. тонн в год.

На данный момент в Якутии вообще нет ни одного моста через Лену, из-за чего около 80% жителей республики не имеют постоянного наземного сообщения с «большой землей». Возле Якутска для пересечения реки летом действует паромная, а зимой — ледовая переправа. Во время ледохода и ледостава транспортная связь обрывается.

Строительство моста в районе Якутска обсуждается уже на протяжении нескольких десятков лет. Одно время казалось, что работа над проектом вот-вот начнется, однако из-за присоединения Крыма средства пошли на возведение Крымского моста, а строительство Ленского моста отложили.

В конце 2019-го года проект транспортного перехода возле Якутска одобрил президент Владимир Путин. Сейчас на участке идут подготовительные работы, проектную документацию на мост должны подготовить до конца текущего года.

Вместе с тем остается не до конца решенным вопрос финансирования проекта. Если изначально планировалось, что из общей стоимости работ в 83,4 млрд. рублей на долю федерального бюджета придется 57%, то потом федеральные власти выставили условие: они поддержат проект, только если федеральное финансирование не превысит 50%.

В ответ в Якутии пересмотрели схему финансирования, уменьшив за счет НДС стоимость проекта на 15 млрд. рублей и сократив долю федерального бюджета до 51,1%. Правда, после этого вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что федеральный грант в проекте моста через Лену не должен превышать 30%.

При этом мост будет строиться с привлечением концессионера, а потому движение по нему будет платным, но только для грузовых автомобилей. Открыть транспортный переход планируют в 2025-м году.