«Ситуация созрела до реализации»: Президент одобрил строительство моста через Лену в Якутии

18 ноября 2019 г.12:12

Президент одобрил строительство моста через Лену в Якутии

kremlin.ru

Президент Владимир Путин одобрил строительство моста через Лену в Якутии и поручил Правительству проработать этот вопрос. По крайней мере, на письмо с соответствующей просьбой от главы Якутии Айсена Николаева он, по информации источников «Коммерсанта», наложил резолюцию «Ситуация созрела до реализации». Правда, еще год назад у Президента, кажется, были кое-какие сомнения насчет экономической необходимости моста.

Мост через Лену в районе Якутска жители республики ждут уже не одно десятилетие: круглогодичную связь столицы региона с «большой землей» обещали наладить еще в 80-х годах прошлого века. С тех пор местным властям приходится постоянно поддерживать вопрос на федеральном уровне.

Почти 10 лет назад по строительству сооружения казалось бы приняли окончательное решение: его включили в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». В 2013-м году объявили конкурс на заключение концессионного соглашения. А в 2014-м году ... настал Крым.

Если бы не пришлось в срочном порядке прокладывать «самый протяженный» мост от российских берегов к полуострову, Якутск, может быть, уже был бы обеспечен всесезонным транспортным переходом, однако транспортный переход через Лену на фоне «крымской весны» из Федеральной целевой программы вычеркнули.

Таким образом, столица самого крупного по площади региона России до сих пор остается оторванной от сети автомобильных и железных дорог. Летом перебраться через Лену можно только на пароме, зимой — по ледовой переправе, в периоды ледостава и ледохода — никак.

На данный момент, при отсутствии моста, лишь около 20% жителей республики имеют постоянное сообщение с «большой землей», с его строительством процент таковых должен сразу же увеличиться как минимум до 80. Плюс, благодаря сооружению на 3,5-4 млрд. рублей уменьшатся ежегодные расходы на «северный завоз», на 2,5-3% вырастет ВРП (валовый региональный продукт).

Проект транспортного перехода (3,1 км мостового сооружения и 10,9 км подходов к нему), если без НДС, оценивается приблизительно в 60-65 млрд. рублей. По схеме, которую ранее предлагало Правительство Якутии, основной грант (75%) должен выделить федеральный бюджет (порядка 45-47 млрд. рублей), 10% — региональный (около 6 млрд. рублей), 15% — инвестор. На инвестора также ложится обязанность по уплате НДС, что в общей сложности, по подсчетам «Коммерсанта», составит свыше 28 млрд. рублей частных средств.

Проезд по мосту для легковых автомобилей в любом случае будет бесплатным (этого требуют положения вступившего в силу 13-го августа этого года закона о платных дорогах на Крайнем Севере). Вложенные миллиарды в строительство сооружения будут главным образом окупать за счет грузовых автомобилей, за движение которых придется платить.

Стоимость будет варьироваться в зависимости от категории грузовика и будет начинаться от 1 тыс. рублей в первые годы эксплуатации моста. К 2044-му году, по информации источника «Коммерсанта», знакомого с проектом, общие сборы за проезд должны достигнуть 32 млрд. рублей.

Тарифы на паромную переправу в 2019-м году были следующими: от 340 до 1 275 рублей — для легковых автомобилей, от 405 до 1 660 рублей — для грузовых, от 1 535 до 2 730 рублей — для автобусов. Взрослому за проезд на пароме надо было заплатить 122 рубля, ребенку от 5 до 10 лет — 62 рубля. Такие цены были установлены еще в 2016-м году.

Реализацию проекта моста через Лену в какой-то степени ускорило принятие закона, который разрешил строить на Крайнем Севере платные дороги без наличия бесплатных дублеров. Без него даже при условии привлечения частного инвестора взимать плату за проезд для окупаемости строительства сооружения было бы невозможно.

Одним из претендентов на то, чтобы заключить концессионное соглашение, является китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC). В сентябре прошлого года между нею, Правительством Якутии и Группой «ВИС» был подписан меморандум о намерении сотрудничать при реализации инфраструктурного объекта. В декабре 2018-го года компании представили свой проект вантового моста. Еще одна китайская корпорация PowerChina International Group Ltd. предложила построить сооружение неразрезной стальной конструкции.

Отметим, что еще год назад Президент Владимир Путин не был настолько, как сейчас, уверен в необходимости строительства моста. По крайней мере, в ходе Большой пресс-конференции, прошедшей в декабре, он призвал еще раз сопоставить расходы с тем эффектом для экономики региона, который, возможно, даст его реализация, подчеркнув, что проект является довольно дорогим и что надо смотреть, «упрется [мост] просто в город или есть возможность развития региона в целом на другом берегу реки Лены» и есть ли выход по нему на месторождения полезных ископаемых.