Свершилось: концессионное соглашение по мосту через Лену в Якутии заключено

14 февраля 2020 г.10:52

Заключено концессионное соглашение по мосту через Лену в Якутии

commons.wikimedia.org

Консорциум Группы «ВИС» и «Ростеха» подписал концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через реку Лена с Правительством Якутии, передает ТАСС со ссылкой на совместное сообщение «Ростеха», Группы «ВИС» и Правительства Якутии. Официальная церемония состоялась в четверг, 13-го февраля, в Москве.

Документ подписали министр экономики Якутии Майя Данилова и член совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов. В церемонии приняли участие глава республики Айсен Николаев, генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов и председатель совета директоров Группы «ВИС» Игорь Снегуров.

Напомним: итоги тендера по выбору концессионера для моста через Лену подвели в середине января этого года. При этом «Восьмая концессионная компания» (входит в Группу «ВИС») стала единственной, кто подал заявку на участие.

Управляющей компанией ООО «Восьмая концессионная компания» выступает консорциум Ростеха (33,4%) и «ВИС» (66,6%) — «Национальная инфраструктурная компания».

«Точный размер капитальных затрат будет определен по итогам проектирования и прохождения федеральной государственной экспертизы. Внебюджетные средства могут составить порядка 30 млрд. рублей. Жизненный цикл проекта — 25 лет. Из них шесть лет отведены на проектирование и строительство и 19 лет на эксплуатацию концессионером», — отмечают участники соглашения.

О ходе проекта

«Фактически стартовал первый этап — изыскательские работы, в ходе которых предстоит детально проработать проект, определить его финальную стоимость, подготовиться к государственной экспертизе. Параллельно во взаимодействии с администрацией республики, партнерами из группы «ВИС», федеральными ведомствами необходимо решить ключевые вопросы финансирования проекта», — приводятся в сообщении слова Сергея Чемезова.

Ранее в пресс-службе Группы «ВИС» подчеркивали, что на первом, подготовительном, этапе, который предусматривает проведение проектно-изыскательских работ, разработку и согласование проекта, будут задействованы только средства концессионера. Федеральное финансирование понадобится с 2021-го года, когда должны начаться непосредственные строительные работы на объекте.

Предварительно стоимость моста оценивалась в 83,4 млрд. рублей (вместе с НДС). По схеме, которую ранее озвучивало Правительство Якутии, затраты концессионера должны составить 29,1 млрд. рублей, а основной грант придется на федеральный бюджет — 47,9 млрд. рублей. Остальное должен выделить регион.

По условиям соглашения, компания-концессионер реализует проект на всем жизненном цикле — от проектирования до строительства и эксплуатации моста. «Проект разделен на этапы таким образом, чтобы работы подготовительного периода можно было начать на 6 месяцев раньше планируемого срока, выделяя его в отдельный этап строительства, до прохождения государственной экспертизы проекта самого мостового перехода», — говорится в сообщении.

Предполагается, что строительство транспортного перехода продлится с 2021-го по 2025-й год, а его платная эксплуатация — до 2044-го года. Для грузовиков тариф в зависимости от категории транспортного средства будет варьироваться от 944 до 2 018 рублей. Для легковых автомобилей проезд будет бесплатным.

По словам председателя совета директоров Группы «ВИС» Игоря Снегурова, практическая работа по проекту уже началась. «Создана межведомственная рабочая группа, разработана пошаговая дорожная карта. На место строительства оперативно перебазируются специалисты и техника для начала изыскательских работ «со льда». Заказаны космические снимки участков трассировки, после завершения инженерных изысканий будет разработан детальный топографический план», — сказал он.

По предварительным оценкам, общая протяженность трехпилонного двухполосного вантового моста составит около 3 км, а протяженность подходов — порядка 11 км. Строительство моста планируют вести с трех временных островков, которые расположатся в русле реки. Для проведения работ собираются привлечь флот Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.

Мост возведут в самом узком месте русла — рядом с селом Старая Табага, в 30 км от Якутска.

Долгожданный мост

На данный момент в Якутии, где лишь около 20% жителей имеют постоянное сообщение с «большой землей», нет ни одного моста через Лену. С его возведением круглогодичным транспортным сообщением будет обеспечено сразу порядка 80% жителей республики.

Строительство транспортного перехода обсуждалось еще в 80-х годах прошлого века. В 2010-м году проект внесли в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», однако в 2014-м году после присоединения Крыма мост через Лену из нее вычеркнули: значительное федеральное финансирование (228 млрд. рублей) понадобилось на транспортный переход через Керченский пролив.

В 2018-м году Правительство Якутии снова начало активно поднимать вопрос транспортной доступности в республике: в сентябре был подписан меморандум о намерениях заключить концессионное соглашение с Группой «ВИС» и китайской компанией China Railway Construction Corporation, в декабре прошла рабочая встреча при Росавтодоре, где были представлены проекты мостового перехода.

Вместе с тем Президент Владимир Путин во время Большой пресс-конференции в декабре 2018-го года отметил, что проект является достаточно дорогим, и призвал еще раз оценить его экономическую целесообразность. Только через год, в ноябре 2019-го года, он одобрил строительство моста, подчеркнув в резолюции, что за год ситуация уже «созрела до реализации».

Напомним, что как раз таки в прошлом году, в августе, начали действовать поправки в законодательство, позволяющие привлекать к строительству дорог на Крайнем Севере концессионеров и тем самым делить с ними ту нагрузку, которая без концессионеров пришлась бы целиком на федеральный и региональный бюджет. Прежде строить платные трассы на Крайнем Севере можно было только при наличии бесплатных дублеров.