В декабре Правительство и нефтяные компании обсудят, что делать с акцизами на топливо

5 октября 2018 г.23:41

В декабре Правительство и нефтяные компании обсудят, что делать с акцизами на топливо

Сайт Президента РФ

Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев в декабре проведет совещание с нефтяными компаниями по вопросу акцизов на топливо. Об этом, как передает ТАСС, заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов в рамках проходящей с 3-го по 6-е октября Российской энергетической недели.

«Надо вернуться к тому первоначальному решению по акцизной политике в части налогового маневра. Я надеюсь, что будет совещание у председателя Правительства. Мы договорились, что в начале декабря мы встретимся и еще раз это обсудим», — сказал Вагит Алекперов.

Первоначальный вариант «налогового маневра», который задумывался в 2015-м году, предполагал, что одновременно с постепенным снижением экспортной пошлины на нефть, дабы не допустить дисбаланса поставок на внутренний и внешний рынки, будут снижать и акцизы на топливо. Однако из-за того, что акцизы на топливо являются основной доходной частью региональных бюджетов, от таких планов отказались.

«Налоговый маневр», который начали проводить 3 года назад, предусматривал лишь снижение экспортной пошлины — без снижения акцизов на топливо, что, в свою очередь, стало одной из причин резкого подорожания топлива весной этого года. На фоне роста цен на нефть и сниженной экспортной пошлины нефтяные компании увеличили поставки на внешний рынок, что вызвало дефицит нефтепродуктов на внутреннем и, соответственно, рост цен на топливо.

Тогда для стабилизации ситуации Правительство, помимо договоренности с нефтяными компаниями о «заморозке» розничных цен, пошло на снижение акцизов и отказалось от их запланированного на 1-е июля повышения. С учетом отказа от повышения общее снижение акцизов на бензин составило 3,7 тыс. рублей на тонну, на дизельное топливо — 2,7 тыс. рублей на тонну.

Однако с 1-го января 2019-го года (и это уже согласовано в парламенте и с Президентом) акцизы на топливо снова должны вырасти: с 8 213 до 12 314 рублей за тонну на бензин пятого класса и с 5 665 до 8 541 рубля — на дизельное топливо.

Вместе с тем с нового года также продолжится проведение «налогового маневра» в доработанном виде. Он предусматривает поэтапное, в течение шести лет, снижение экспортной пошлины до нуля и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Закон в том виде, в каком он сейчас принят, не подразумевает снижения акцизов на топливо. Единственное — предусмотрено использование отрицательного акциза: нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивающие внутренний рынок, могут получить вычет по акцизу.

При этом крупные нефтетрейдеры прогнозируют рост цен на топливо в 2019-м году, вплоть до 100 долларов за баррель. Если это произойдет, велика вероятность, что нефтяные компании снова увеличат поставки на экспорт, что вызовет очередной рост цен на топливо на внутреннем рынке. Смогут ли предусмотренные «налоговым маневром» отрицательный акциз, а также возможность повышения экспортной пошлины сдержать этот рост, пока, как отмечают эксперты, сказать трудно. Это станет понятно только после вступления закона в силу и повторения ситуации с увеличенными экспортными поставками нефти и нефтепродуктов.

Некоторые члены Правительства, как, например, глава Управления топливного-энергетическим комплексом ФАС Дмитрий Махонин, полагают, что для стабилизации ситуации от планов повышения акцизов на топливо необходимо все-таки отказаться.